Вилами по воде

Быстрые автобусы, маршрутные такси и поезда уже давно потеснили теплоходы–«тихоходы». Есть ли будущее у этого пассажирского транспорта?..

Жарким августовским днем метеорологи фиксировали температурные максимумы. Воздух в Гомеле прогрелся аж до 38,5 градуса по Цельсию. А всего в 50 километрах, в Лоевском районе, на обрывистом берегу Днепра под палящим солнцем вглядывались вдаль старушка и мужчина средних лет. Ждали, пока на горизонте появится теплоход.


— Раньше вода «гудела», — вздыхала бабушка. — Каждый час мимо деревни проносились «грузовики», «ракеты», а теперь все затихло. Оставили нам один–единственный теплоход. Как по–другому попасть в город, ума не приложу...


Всего 4 маршрута, минимум пассажиров, социальный стандарт, убытки. Пожалуй, эти 4 характеристики как нельзя лучше описывают состояние дел в водных перевозках страны. Быстрые автобусы, маршрутные такси и поезда уже давно потеснили теплоходы–«тихоходы». Есть ли будущее у этого пассажирского транспорта? По некоторым сохранившимся маршрутам прокатились корреспонденты «СБ».


Днепровский рубеж


Если взглянуть на Гомельскую область из космоса, между двумя тоненькими голубыми нитками — Днепром и Сожем — можно заметить треугольник, который чем–то напомнил мне полуостров Индостан. Впрочем, термин «заречная зона» для жителей Лоевского района ближе. От деревень Подречицкое, Кошовое, Первомайск до райцентра рукой подать — не больше 20 километров. Однако преодолеть это расстояние не так уж и просто. С апреля по ноябрь, пока открыта речная навигация, путь займет «всего» час двадцать. Немногочисленных пассажиров на «большую землю» доставит теплоход. Зимой придется делать огромный крюк на машине или маршрутке. Ближайший мост здесь в 60 километрах, паром замер у причала еще в середине 1990–х. Попробуй доберись! «Радимичи» и «Газели» петляют по извилистым лесным тропинкам мимо непроходимых болот. Удивительно, но в глухих лесах Лоевщины, по словам местных жителей, до сих пор кое–где сохранилась «грэбля», известная многим по роману Мележа «Люди на болоте». Да уж, пассажирам не позавидуешь, но даже эти трудности — не помеха.


По извилистой траектории не спеша плывет и речной трамвайчик. Везет в вымирающие деревни всего шестерых пассажиров. Знакомлюсь. Задумчиво курит на палубе дедушка Лев, как он представился. Ему 75 лет, печник. Из Лоева добирается на работу. Веселятся в салоне трое ребятишек. На берегу их скоро встретит бабушка. Наши попутчики выйдут на первой остановке — напротив деревни Мохов. Дальше плывем только мы.


— Это еще ничего, — не унывает капитан Петр Чучвага. — Бывает, туда и обратно пустыми ходим. А что поделаешь? Пока кто–то здесь живет, будем плавать. Еще мы перевозим пассажиров по Сожу в Абакумы и Карповку, а по выходным — даже в Украину, в соседнюю деревню, где у многих родственники. Но маршрут по Днепру самый глухой! В тамошних прибрежных деревушках всего–то около 60 жителей наберется. При желании все могли бы поместиться ко мне на теплоход.


— В поликлинику ездим, больницу, райсобес, — перечисляют местные. — «Скорая», правда, из Гомеля приезжает. Так ближе.


Гонять теплоход ради троих пассажиров? Слишком уж накладно. Оставить стариков без связи с «большой землей»? Не вариант...


— Теплоход будет ходить даже ради троих человек, — уверяет заместитель председателя Лоевского райисполкома Михаил Попов. — Мы должны выполнять социальный стандарт. До Лоева по реке можно добраться 3 раза в неделю: по пятницам, субботам, воскресеньям. Мы даже немного изменили расписание, чтобы пассажиры могли проводить в райцентре на 2 часа больше. А еще маршрутка 2 раза в неделю появляется в Первомайске. Сложнее в межсезонье, когда на реках начинается паводок. Навигация еще не началась, а дороги размыты.


Полесские хроники


А в низовьях Припяти полешуки спустя много лет дождались «ракету». Весной здесь снова, рассекая волны, полетел скоростной катер. Пока по маршруту Мозырь — Туров, но в перспективе он доберется и до Пинска.


«Ракета» взлетает вверх по реке. На борту 18 «космонавтов». За штурвалом старый речной волк — капитан ближнего плавания Николай Юницкий. Бороздит водные просторы вот уже 40 лет, последние 18 — перевозит пассажиров.


«Орбит»–остановок по ходу движения судна «Полесье» (так правильно называется модель теплохода) — 16. В основном возле прибрежных полесских деревушек. Впрочем, пролетаем их почти без «приземления». Основные пассажиры — туристы, приехавшие полюбоваться красотами Припяти.


Вот компания из Минска. Для пятерых молодых людей поездка на «Полесье» — заманчивое приключение. Всю дорогу они проводят на верхней палубе и восторженно фотографируют. Щелк–щелк. Первый кадр, второй, 185–й... В объектив их камер попадают проходящие мимо лодки, неповторимая полесская природа, обрывистые берега, цепочка паромов возле Петрикова, редкие белые цапли... Вот пара из России: приехали к друзьям в Мозырь и решили на выходные съездить в Туров. Пожилая чета Тамара Ивановна и Владимир Петрович везут внучку на дачу в Костюковичи (это первая остановка). «Соседка сказала, что на дачу на «ракете» прилетела, — смеется женщина. — Так подумали, с ума сошла! А вот и нет. Конечно, кому охота париться в душном автобусе, когда можно с ветерком прокатиться на теплоходе?»


Пассажиров и тут маловато... А ведь еще пару месяцев назад речники строили грандиозные планы: мол, в Мозырь потянутся десятки туристов, которые захотят полюбоваться полесской аутентичностью. Увы. Информацию о новом маршруте я видел разве что на лентах информационных агентств да на специализированных транспортных форумах. Ни рекламы, ни достойных предложений. Ажиотаж случился всего пару раз. Поэтому возит скоростной катер чаще всего не пассажиров, а воздух.


Туристы хоть немного, да заполнили и пригородный маршрут, который соединяет Пинск с деревушкой Кривичи. В окрестные села еще лет десять назад из–за непроходимых болот можно было попасть разве что по воде. Сейчас пассажиров перехватил автобус. По словам капитана местного теплохода «Витебск» Василия Гацевича, если еще год назад судно возило до конечной всего по 2 — 3 человека (большинство пассажиров выходит в Теребне — там дачи), теперь бывает и 18 — 20. Прочитали в газетах о красоте этих мест. А кроме путешественников, ездить некому. В прибрежных деревнях доживают свой век старики. Но... Снова социальный стандарт. Про него мне говорили постоянно, когда речь заходила о водном пассажирском транспорте.


Плыви и смотри


Да уж, мелко плаваем... А может, и в самом деле будущее теплоходов и катеров за экскурсионными перевозками? Природа и история уже много сделали для развития туризма. Осталась самая малость — организовать экскурсионные туры. Прогулки на теплоходах видятся оптимальным вариантом. Нетронутое Полесье и выхлопные газы автомобилей — вещи, как мне кажется, несовместимые.


— В следующем году планируем запустить еще один пассажирско–экскурсионный маршрут между Брестом и Туровом по Днепровско–Бугскому каналу, Пине, Припяти, — рассказали в Министерстве транспорта и коммуникаций. — По задумке, программа может занять несколько дней — с остановками и экскурсиями в Бресте, Кобрине, Пинске, Турове. Уже сейчас на многих реках и озерах пользуются популярностью прогулочные маршруты: например, в Бобруйске, Пинске, Гомеле, на Выгонощанском водохранилище. Возможно, что–то подобное появится и в Витебске. Там сейчас углубляют фарватер Западной Двины.


Есть идеи и на районном уровне. У начальника отдела по физической культуре, спорту и туризму Лоевского райисполкома Василия Кацубо планов масса. Удастся ли заманить путешественников на борт теплохода? Вполне!


— Мы уже разработали 3 маршрута, — заверил меня он. — Например, патриотический: туда, где во время войны форсировали Днепр. Большой популярностью пользуется тур выходного дня — в урочище Вербуж. Там сейчас зона отдыха.


***


А диковинный для нынешнего поколения вид транспорта — теплоход — продолжает бороздить просторы Днепра, Сожа, Пины, Припяти. Кажется, жить ему вечно. Что бы транспортники ни говорили о рентабельности, на покой он уйдет вместе с последним жителем глухой деревушки Подречицкое. На берегу под палящим солнцем все так же будут стоять пассажиры, вглядываться вдаль, точно зная: их транспорт придет по графику.


Компетентно


Бронислав Говоровский, начальник управления морского и речного транспорта Министерства транспорта и коммуникаций:


— Да, водный пассажирский транспорт сегодня убыточен. Как он может приносить прибыль, если работает всего 5 месяцев в году, а простаивает — семь? А ведь нужно ремонтировать флот, платить сотрудникам зарплату. Такие перевозки окупаются всего на 40 — 50 процентов. Но мы можем позволить себе эти потери, чтобы поддержать социальный стандарт. Деньги зарабатываем за счет грузовых перевозок. Рентабельность там доходит до 10 — 15 процентов. В советские времена все было по–другому. Главная причина — дешевое топливо.  Вот и сравнивайте! После развала СССР мы были вынуждены закрыть многие маршруты, а пассажирский флот продать в Россию, Украину, Китай — туда, где он еще может пригодиться.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter