Виктория Азаренко провела в Минске мастер-класс для детей и пообщалась с журналистами — о Беларуси, сыне Лео и силе психологии в теннисе

Мастер-классы белорусских теннисисток для начинающих игроков стали доброй традицией. В прошлом ноябре небольшую тренировку для детей провела Арина Соболенко, а Виктория Азаренко и вовсе участвует в таких мероприятиях не первый раз. Сегодня бывшая первая ракетка мира позанималась с воспитанниками ведущих школ на открытом корте столичного РЦОП по теннису.

Победительница двух турниров «Большого шлема», несмотря на палящую жару, вместо запланированных 30 минут провела с детьми около полутора часов. Юные теннисисты получили уникальную возможность поработать не только с кумиром, но и тренером белоруски Вимом Фиссеттом — одним из лучших специалистов в мире.

И Вика, и Вим подошли к делу очень серьезно и старались не просто перебивать мяч на другую половину корта, но и помочь советом. Дети, кстати, совершенно не стеснялись, а некоторые не просто отбивали удары, но и  старались пробить на вылет. Азаренко, как и подобает профессиональному спортсмену, вошла в кураж и порой действовала, как будто против нее играет соперница из WTA-тура.

В конце занятия белоруска вместе с тренером сыграла с детьми в «Короля». Победительницами игры стали две девочки — Влада и Кира, которым достались заслуженные аплодисменты. 

После этого Виктория провела автограф-сессию, не оставив без внимания ни одного ребенка. Юные теннисисты с подписанными фотографиями, мячами и ракетками уходили с корта счастливыми и воодушевленными. Будем надеяться на повторение результатов лучшей теннисистки в истории страны.

Затем Азаренко провела пресс-конференцию для журналистов, которым, ввиду понятных причин, не хватает общения с бывшей первой ракеткой мира.

«Впервые буду немного скучать по грунту»

— Какие впечатления от пребывания в Минске, понравился ли вам сам мастер-класс и как вообще переносили жару?

— Да, очень жарко было, что непривычно для Минска. Не была летом здесь, поэтому такая жара стала неожиданностью. Вообще очень приятно находиться дома. Очень рада, что появилась такая возможность — перезарядиться, немножко отдохнуть и начать подготовку к травяному сезону.

Мастер-класс, думаю, прошел успешно. Мы планировали на полчаса, а получилось полтора, поэтому это только в плюс.

— В каких травяных турнирах планируете принять участие?

— Я играю турнир на Майорке, а потом — «Уимблдон».

Фото: БЕЛТА

— Ваш грунтовый сезон получился довольно неплохим по сравнению с предыдущими годами.

— По сравнению с прошлым годом точно намного лучше. Для меня он был психологически легче, в том плане, что мне удалось получить удовольствие от игры, попробовать играть в более грунтовой теннис. Особенно мое движение по корту было намного лучше. В первый раз, наверное, я даже буду немного скучать по грунту.

— Вы хорошо провели этот сезон, но не удавалось доказать результатом, что вы проделали хорошую работу, а сейчас мы видим, что ваша игра соответствует уровню топ-10. Что необходимо сделать, чтобы прервать эти неудачи, и можете ли привести примеры большой неудачи из жизни?

— Я не могу что-то назвать неудачей или невезением, потому что из всех этих матчей я извлекла позитивные уроки. От матча к матчу с топовыми игроками я над своими ошибками действительно работала. Просто есть много маленьких деталей, которые нужно сложить, чтобы появился результат. По крупицам я начинаю собирать свою игру. Результат есть, пока тяжело судить, потому что мне попадаются сильные соперницы на начальных стадиях. Пока не хватает совсем чуть-чуть. Поэтому опыт я для себя приобретаю, с одной стороны, новый, и я учусь на этих моментах. Потому что, когда выигрываешь такие матчи, тяжело что-то извлечь — ситуация не заставляет тебя задумываться. Но сейчас есть этот опыт поражений, пусть и тяжелый, но для меня он очень ценный.

— Вам сейчас не хватает рейтинга, чтобы избегать сильных соперниц на ранних стадиях. В этой связи насколько он все-таки для вас важен, и, может, надо для начала стать первой ракеткой Беларуси?

— Рейтинг, конечно, влияет на посев и все остальное. Конечно, хотелось бы хотя бы в первых раундах попадать на соперниц полегче. Но сейчас такой теннис, что стартовые круги являются одними из самых сложных, так как появляется много молодых девушек, которые не очень стабильны, но могут показать очень высокий уровень тенниса в одном-двух матчах. Поэтому это становится очень опасным. Я над тем, чтобы стать первой ракеткой Беларуси, не очень задумываюсь. Это не одна из моих главных целей. Если получится достичь цели — стать первой ракеткой мира, то стану первой и в Беларуси.

«Рада, что Барти выиграла «Ролан Гаррос». Она этого заслуживает»

— Поздравили ли вы свою партнершу по паре Эшли Барти с победой на «Ролан Гаррос»? Стало ли это для вас неожиданностью?

— Конечно, поздравила. Я думаю, что это для всех стало немного неожиданным, так как она не скрывала, что грунт не особо любит. А получилось так, что свой первый турнир «Большого шлема» выиграла именно на грунте, что своего рода парадокс. По ходу турнира, когда открывалась сетка в ее части больше, я ей сказала, что она имеет огромный шанс выиграть, и пожелала удачи. Я очень рада, что она смогла победить, она этого достойна и заслуживает. Она показывает очень стабильный и хороший теннис в этом году.

Фото: Рейтер

— Расскажите, как образовалась ваша пара с Эшли. Она на ваших глазах прошла путь от игрока из второй десятки до второй ракетки мира. Возможно, что белорусские теннисистки никогда не встречали такого сильного соперника в Кубке Федерации. Может, знаете, как она добилась такого успеха?

— Этого я рассказать не могу. Мы были и раньше знакомы с Эшли, но не очень близко, потому что она начинала играть, потом брала паузу и ушла в крикет. Затем она начала возвращаться на маленьких турнирах. Получилось так, что мы потренировались вместе в прошлом году на US Open. Мне очень понравилось с ней общаться, и я предложила сыграть вместе пару. На тот момент у нее была постоянная партнерша Коко Вандевеге, но, когда она была травмирована, Эшли предложила мне сыграть пару в Австралии буквально за неделю до начала. Мне было приятно, и я решила, что это будет хорошая пара. Нам очень понравилось играть на Australian Open, но, к сожалению, провели только один матч. Потом мы договорились, что с Индиан-Уэллса продолжим вместе играть.

Фото: j48tennis.net

Думаю, что потенциал у Барти всегда был высокий, а сейчас она раскрывается. Эшли проделала огромную психологическую работу. Она верит в себя и использует все свои сильные стороны. Она — один из самых здравомыслящих игроков, с которыми мне приходилось общаться.

— После рождения Лео вы стали больше времени уделять парному теннису. Почему? Из-за необходимости иметь больше игровой практики?

— В паре и в миксте мне всегда было комфортно. В основном причина в игровой практике. Тяжело сымитировать те моменты и тот прессинг, что есть в матчах. На тренировках этого добиться невозможно, как бы ты ни старался. Для меня было важно играть как можно больше матчей, особенно в начале года.

— Можете ли назвать матч с Наоми Осакой на «Ролан Гаррос» одним из лучших в этом сезоне, несмотря на результат?

— Считаю, что матч был очень высокого уровня. Меня удивила ее следующая игра (японка сенсационно проиграла Катерине Синяковой. — Прим. sb.by). Считаю, что первый и второй сеты играла против нее очень хорошо. В том матче было много ситуаций, когда что-то не сложилось. В той же концовке, когда счет должен был стать 5:4, но на брейк-пойнте он стал ровным — это стало переломным моментом. Я не говорю, что точно выиграла бы после этого, но шанс был. Из этого матча я вынесла полезный опыт.

— «Ролан Гаррос» был омрачен несколькими скандалами. Доминика Тима выгнали с пресс-конференции из-за Серены Уильямс, женские полуфиналы не ставили на главные корты…

— Я считаю, что судить по нескольким эпизодам весь турнир не стоит. Что касается расписания женских полуфиналов, то это неприемлемо. Думаю, что такое больше не повторится. По поводу пресс-конференции… Я не думаю, что стоит судить по ней «Ролан Гаррос». Турнир старается прогрессировать, добавили новый корт, делают крышу. В общем, они постепенно развиваются.

— В этом году поднялась актуальность введения системы хоук-ай на грунтовых турнирах, так как некоторые игроки не были довольны решениями спорных моментов. На ваш взгляд, нужно ли вводить эту систему или это классика грунта?

— Я считаю, что нужно. Не думаю, что эта классика кому-то из игроков очень нравится. Судьям иногда сложно увидеть отпечаток, учитывая, что он может быть совершенно разным по размеру в зависимости, например, от погодных условий. Это делает судейство более тяжелым. На мой взгляд, наличие хоук-ай добавило бы удобства.

— У белорусских теннисисток — Арины Соболенко, Саши Саснович, Веры Лапко — сейчас наблюдается небольшой спад. Как вы думаете, почему в прошлом году был такой взлет, а сейчас не получается так хорошо?

— Во-первых, это спорт. Во-вторых, все люди очень быстро привыкают к хорошему. И те результаты, которые девочки показывали в прошлом году, не совсем привычны для белорусского тенниса. Поэтому, я думаю, очень высокие ожидания были, что результаты будут все лучше и лучше. Но в спорте всегда так не бывает. Сейчас есть какой-то спад, но я надеюсь, что они сделают правильные выводы для себя и вернутся к более стабильным результатам. Спад, конечно, есть, но на контрасте с прошлым годом. Если сравнить с тем, что было два-три года назад, то ничего нового не происходит.

«Родителям и тренерам не стоит забывать, что дети — не лошади»

— Возможно ли, что вы когда-нибудь проведете мастер-класс не в Минске, а в каком-то из областных центров?

— Да, конечно, мне бы очень хотелось, но, к сожалению, не хватает времени, когда я приезжаю домой. Но в будущем мне бы очень хотелось это сделать.

— Скажите, был ли сегодня кто-то из ребят, кто особенно впечатлил, и какой бы главный совет вы дали тем, кто только начинает заниматься теннисом?

— На самом деле было совсем немного времени, чтобы индивидуально поиграть с кем-то из ребят и выделить кого-то конкретно. Очень много ребят обладают хорошей техникой ударов и отлично держат мяч. Главный совет — это получать удовольствие от тенниса. В детстве очень многие тренеры и родители забывают, что главное не количество, а качество. И нужно работать именно над качеством. В какой-то определенный момент детям может стать немного тошно, и очень важно перезагрузить ребенка и всегда помнить, что дети должны оставаться детьми, а не лошадьми, которые пашут в поле.

«Очень рада, что Лео так тепло относится к дому и чувствует себя здесь очень комфортно»

— Вы давно не были в Минске, и в этот раз приехали сюда вместе с сыном Лео. Ему здесь нравится?

— Да-да. Но в большей степени хотелось, чтобы он побыл дома с близкими. Ему очень нравится в саду поливать цветы, уточек кормить на озере. Ему на самом деле и рыбу понравилось ловить. Я очень рада, что Лео так тепло относится к дому и чувствует себя здесь очень комфортно.

— Какое самое яркое впечатление у Лео было от «Ролан Гаррос»?

— Наверное, садик — там много игрушек! Я приводила его в садик, а он говорил: «Мама, иди работать, а я буду делать свою работу тут». Больше всего ему, наверное, нравятся круассаны и хлеб. И гулять. Он у меня непривередливый. Главное — уделять ему внимание и проводить с ним время.

— В социальных сетях Серены Уильямс было видео о том, как ее дочь Олимпия достает из гардероба ракетки и разбрасывает их по дому. Знакомы ли уже Лео и Олимпия, и проявляет ли Лео интерес к теннису?

— Да, Лео вчера был со мной на тренировке. Он очень любит играть с мячиками, бросать их. У него очень хорошая координация, поэтому спорт ему интересен. Он начал немного играть в бейсбол, уже становился на коньки, поэтому в спорте у него будет возможность попробовать все. С Олимпией он уже знаком, они уже играли вместе несколько раз. Нам с Сереной очень сложно составить наши расписания вместе, а еще ведь есть расписания детей, которые тоже нужно составить вместе (смеется), но очень приятно видеть тенденцию к тому, что много девушек с семьями приезжают на турниры, это очень здорово.

— Вы довольно активны в соцсетях, помогает ли кто-то вам вести ваши странички или справляетесь сами?

— Раньше да, помогали, иногда делала все сама. Я делюсь идеями со своими друзьями, людьми, которые со мной работают. Сейчас тренд социальных сетей меняется, и хочется оставаться в курсе дел, знать, что происходит. Да, мне интересно, это открытая прямая линия общения со своими болельщиками, которые дают позитив. И даже несмотря на то, что присутствует и большое количество негатива, которое может отрицательно сказываться на психике молодых людей, без социальных сетей сейчас никак.  

«Жизнь у меня интересная. Думаю, получится как-нибудь написать о ней»

— После рождения Лео ваша игра изменилась. Что нравится, а что нет?

— Не соглашусь, что она особо изменилась. Просто если сравнивать с прошлым годом, когда мне не хватало силы, мощи и движения, то казалось, что игра немного другая. Но моя игра такая же агрессивная, действую больше на опережение, на ритм, на интенсивность. Считаю, что стала более рациональным и опытным игроком, больше стала использовать ударов, чем раньше.

— В финале турнира в Монтеррее, когда вы не смогли доиграть матч из-за травмы, чего было больше — недостатка формы или стечения обстоятельств?

— Думаю, это и то и другое. Все-таки за день до этого был тяжелый матч. Плюс я давно не играла четыре одиночных матча подряд. Я почувствовала боль, но слава богу, что ничего серьезного не было. Через пару дней у меня получилось восстановиться и дальше играть на турнирах.

ФОТО: РЕЙТЕР

— На тренировке в Мадриде ваш тренер Вим Фиссет говорил, что не скрывает своей радости от того, что вы вернулись и что залогом этого возвращения является огромная работа, которая проделана. Можете поделиться подробностями?

— Нет (улыбается), я думаю, это немного личное. Не секрет, что топовые спортсмены кроме физических тренировок много работают именно психологически. Теннис — это вид спорта, где очень важна психология. И это та часть тренировок, о которой спортсмены не так часто думают. Но в нынешнем спорте этому начинает уделяться все больше и больше внимания. Для меня тоже было важно так поработать, и я очень рада что мне удается улучшать себя как спортсмена.

— В следующем году Олимпиада в Токио, есть вероятность, что мы вас там увидим в одиночке и, может быть, в паре?

— Да, конечно. В одиночке точно, про пару я пока не думала.

— Виктория, в этом году вам 30 лет. Можете подвести какие-то итоги как теннисистка и как женщина?

— Я пока не оцениваю свою карьеру, мне слишком рано об этом думать, потому что у меня еще есть высокие цели. Они пока не дают мне подводить итоги карьеры. Но если я даже закончу играть завтра, то карьера у меня получилась очень успешная. Каких-то сожалений нет, но так как есть мотивация играть, то я пытаюсь сконцентрироваться на том, что происходит сейчас и будет в ближайшем будущем.

ФОТО: РЕЙТЕР

Что касается личной жизни, то пока тоже сложно подводить итоги. У меня сейчас в жизни очень интересный момент, когда я каждый день узнаю о себе что-то новое, познаю себя. Пока мне сложно подводить итоги, я точно не чувствую себя на 30. Возраст я не ощущаю, но рада, что у меня уже есть сын и я продолжаю свою карьеру. Об этом я раньше и не мечтала — иметь семью и продолжать заниматься любимым делом. У меня очень много позитивного в жизни, хватает и трудностей, с которыми я успешно пытаюсь справляться с высоко поднятой головой. Жизнь у меня интересная. Думаю, получится как-нибудь написать о ней. Книгу? Может быть, но пока рано.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter