Авторы проекта предлагают положить конец господству автомобилей на улице Карла Маркса.
Второй шанс для тихого центраИз улицы Карла Маркса, скромного дублера проспекта Независимости, ранее уже пытались сделать пешеходное пространство. В 2012–м на участке от Володарского до Комсомольской каждые выходные проходили культурно–развлекательные программы с закрытием движения транспорта. Как следствие, местные кафе стали суперпопулярны, сотни людей приходили послушать музыкантов и посмотреть на выступления театральных коллективов. Неплохо шла продажа украшений ручной работы... Однако в 2014–м пешеходную зону перенесли в Верхний город: местные жители жаловались на шум и подвыпивших гостей во дворах. Но идея создания уютного пространства в тихом центре по–прежнему витает в воздухе. По мнению молодых урбанистов, два первых квартала улицы Карла Маркса, до пересечения со сквером на Комсомольской, — это отличный проводник от «ворот города» к знаковым культурным объектам, в Верхний город, на Октябрьскую площадь. На этой улочке есть музеи, работают кафе, здесь любят назначать встречи бизнесмены и влюбленные, сюда охотно наведываются туристы. Словом, в наличии готовая площадка для коммуникаций. Авторы проекта переустройства этого пространства подсчитали и возможную экономическую выгоду от трансформации этих кварталов.
— Проанализировав нынешнее использование данного пространства и его экономический потенциал, мы пришли к выводу, что прибыль города от функционирования объектов на улице Карла Маркса может увеличиться практически вдвое, — считает один из соавторов проекта Елена Рабкина. — Правильность наших расчетов уже подтвердили профессионалы.
Вот так может выглядеть улица...
Энтузиасты предлагают вместо трех нынешних полос движения, две из которых занимает автомобильная парковка, оставить одну — в центре. Для снижения скорости трафика проезжую часть желательно сделать извилистой. Количество парковочных мест предлагается сократить до минимума. Также предусмотрена велодорожка, а все остальное пространство между зданиями предлагается превратить в тротуар с зелеными насаждениями, скамейками, уличными кафе и площадками для общения. Допуск транспорта внутрь кварталов с улицы Карла Маркса, по мнению разработчиков, следует упразднить, достаточно будет заездов с сопредельных улиц. Позаботились авторы проекта и о спокойствии местных жителей: шлагбаумы и домофоны на входе в «приватную» зону помогут защитить внутридворовые территории, а шумные мероприятия можно проводить в дворике, окруженном административными зданиями. Не мешало бы также выработать единый дизайн этого отрезка городского пространства, включающий камерное освещение, трансформируемую уличную мебель, оригинальное цветовое оформление и грамотную мультиязычную навигацию:— Мы считаем, что эта улица готова выполнять важную туристическую функцию, нужно разместить здесь инфоцентр и велопрокат для дальнейших путешествий по городу, — говорят авторы проекта. — Хотелось бы также оснастить эти кварталы бесплатным Wi–Fi.
Если пешеходам подобная трансформация одной из центральных улиц Минска на руку, то у автомобилистов к проекту явно будет масса вопросов. Если убрать парковку, то не пропадет ли интерес к прежде любимым кварталам, например, у тех же бизнесменов? Разработчики пожимают плечами: комфорт требует жертв. Поставить машину можно и в 200 — 300 метрах — например, на паркинге ТЦ «Столица» или ТРЦ «Галилео».
Торговлю на бульваре Тракторостроителей давно пора направить в цивилизованное русло.
Бульвар без базараОбновленный не так давно генеральный план Минска предполагает создание своеобразных точек притяжения для горожан и гостей столицы не только в центре, но и в каждом из районов. Пешеходные улицы с соответствующей инфраструктурой появятся в каждом районе столицы. В Партизанском районе таким знаковым местом уже является бульвар Тракторостроителей. Это главная пешеходная артерия и одновременно общественный центр поселка Минского тракторного завода — уникального архитектурного ансамбля послевоенной постройки. Через дорогу — центральная проходная МТЗ. На бульваре всегда оживленно еще и потому, что рядом расположен крупный транспортный пересадочный узел. Со временем здесь же пройдет еще одна линия метро.
Наличие на бульваре стихийного рынка портит это колоритное общественное пространство. Частники, предприниматели и перекупщики реализуют с лотков, а то и прямо с земли овощи и фрукты, грибы и ягоды, мясо и сало, продукцию легпрома непонятного происхождения и качества. О том, как превратить бульвар Тракторостроителей из места беспорядочного скопления продавцов и покупателей в территорию отдыха с цивилизованной торговлей, не первый год размышляют районные власти. Этой темой озаботились и урбанисты.
— В первую очередь на бульваре и в окрестностях нужно создать безбарьерную среду, — убеждена один из авторов проекта трансформации территории Маргарита Гогун. — Во–вторых, не используемую по назначению проезжую часть и аллею посередине нужно вывести в один уровень, убрав высокие бордюры. Территория также требует дополнительного озеленения, освещения и установки малых форм.
Чтобы упорядочить торговлю на бульваре, не нужно возводить в стороне от него стационарные прилавки — достаточно упорядочить то, что есть, полагают авторы концепции. Надо дать возможность продавцам использовать арендную мебель единого дизайна: легкие конструкции из дерева и металла различного масштаба, но в едином стиле. Предлагаемая схема такова: человек получает разрешение, оплачивает аренду в здании расположенного неподалеку Дворца культуры тракторного завода, берет торговую мебель, транспортирует ее к месту реализации продуктов и вечером возвращает арендованное имущество. Размер платы может варьироваться в зависимости от того, кто является продавцом — физическое лицо или ИП. Для стационарной торговли также следует предусмотреть палатки единого дизайна. В дополнение к уже имеющимся уличным торговым точкам молодые урбанисты предлагают организовывать на бульваре ярмарки выходного дня, фестивали уличной еды, ярмарки ремесленников или даже так называемый блошиный рынок — главное, чтобы не нарушались схема размещения точек продаж и общая концепция проекта.
Какой именно вид торговли окажется наиболее востребованным, определит только практическое тестирование обновленного пространства. К сожалению, авторы проекта не исключают, что перекупщики, которым ни под каким соусом не дадут разрешение на торговлю, продолжат свою незаконную деятельность. Но тут уже свое веское слово должны сказать контролирующие органы: обновленные не так давно правила благоустройства и содержания столицы наделили их более широкими полномочиями.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Андрей Карпека, урбанист, сооснователь Минской урбанистической платформы, соорганизатор Минского урбанистического форума:
— Подумать над будущим улицы Карла Маркса нам предложила Белорусская ассоциация экспертов и сюрвейеров на транспорте. В администрации Партизанского района столицы положительно отнеслись к предложению выработать альтернативный проект организации торговли на бульваре Тракторостроителей. Таким образом, идеи, заложенные в представленных на форуме проектах, вполне могут найти отражение в процессе трансформации городских территорий.
nesterov@sb.by