На Минском урбанистическом форуме представили проекты трансформации знаковых мест столицы

Вид на Минск с нового ракурса

Минск за несколько последних лет обзавелся пешеходными зонами с особой, присущей только им душевной атмосферой. Улица Зыбицкая стала центром развлечений и шумных вечеринок, камерная Октябрьская превратилась в центр креативной индустрии, а ставший недавно пешеходным участок Комсомольской имеет все шансы получить неофициальный статус островка релакса в центре города–двухмиллионника. Минчане довольны, туристы в восторге. А вот участники Минской урбанистической платформы — энтузиасты, занимающиеся проблемами развития различных городских систем, убеждены: комфортных и разноплановых общественных пространств без транспорта, предназначенных для отдыха, шопинга, прогулок и развлечений, должно быть намного больше. На завершившемся в минувшие выходные Минском урбанистическом форуме были представлены два любопытных проекта трансформации знаковых мест столицы. Есть вероятность, что идеи молодых исследователей будут учтены в будущем при разработке градостроительных планов.

Авторы проекта предлагают положить конец господству автомобилей на улице Карла Маркса.

Второй шанс для тихого центра

Из улицы Карла Маркса, скромного дублера проспекта Независимости, ранее уже пытались сделать пешеходное пространство. В 2012–м на участке от Володарского до Комсомольской каждые выходные проходили культурно–развлекательные программы с закрытием движения транспорта. Как следствие, местные кафе стали суперпопулярны, сотни людей приходили послушать музыкантов и посмотреть на выступления театральных коллективов. Неплохо шла продажа украшений ручной работы... Однако в 2014–м пешеходную зону перенесли в Верхний город: местные жители жаловались на шум и подвыпивших гостей во дворах. Но идея создания уютного пространства в тихом центре по–прежнему витает в воздухе. По мнению молодых урбанистов, два первых квартала улицы Карла Маркса, до пересечения со сквером на Комсомольской, — это отличный проводник от «ворот города» к знаковым культурным объектам, в Верхний город, на Октябрьскую площадь. На этой улочке есть музеи, работают кафе, здесь любят назначать встречи бизнесмены и влюбленные, сюда охотно наведываются туристы. Словом, в наличии готовая площадка для коммуникаций. Авторы проекта переустройства этого пространства подсчитали и возможную экономическую выгоду от трансформации этих кварталов.

— Проанализировав нынешнее использование данного пространства и его экономический потенциал, мы пришли к выводу, что прибыль города от функционирования объектов на улице Карла Маркса может увеличиться практически вдвое, — считает один из соавторов проекта Елена Рабкина. — Правильность наших расчетов уже подтвердили профессионалы.

Вот так может выглядеть улица...

Энтузиасты предлагают вместо трех нынешних полос движения, две из которых занимает автомобильная парковка, оставить одну — в центре. Для снижения скорости трафика проезжую часть желательно сделать извилистой. Количество парковочных мест предлагается сократить до минимума. Также предусмотрена велодорожка, а все остальное пространство между зданиями предлагается превратить в тротуар с зелеными насаждениями, скамейками, уличными кафе и площадками для общения. Допуск транспорта внутрь кварталов с улицы Карла Маркса, по мнению разработчиков, следует упразднить, достаточно будет заездов с сопредельных улиц. Позаботились авторы проекта и о спокойствии местных жителей: шлагбаумы и домофоны на входе в «приватную» зону помогут защитить внутридворовые территории, а шумные мероприятия можно проводить в дворике, окруженном административными зданиями. Не мешало бы также выработать единый дизайн этого отрезка городского пространства, включающий камерное освещение, трансформируемую уличную мебель, оригинальное цветовое оформление и грамотную мультиязычную навигацию:

— Мы считаем, что эта улица готова выполнять важную туристическую функцию, нужно разместить здесь инфоцентр и велопрокат для дальнейших путешествий по городу, — говорят авторы проекта. — Хотелось бы также оснастить эти кварталы бесплатным Wi–Fi.

Если пешеходам подобная трансформация одной из центральных улиц Минска на руку, то у автомобилистов к проекту явно будет масса вопросов. Если убрать парковку, то не пропадет ли интерес к прежде любимым кварталам, например, у тех же бизнесменов? Разработчики пожимают плечами: комфорт требует жертв. Поставить машину можно и в 200 — 300 метрах — например, на паркинге ТЦ «Столица» или ТРЦ «Галилео».

Торговлю на бульваре Тракторостроителей давно пора направить в цивилизованное русло.

Бульвар без базара

Обновленный не так давно генеральный план Минска предполагает создание своеобразных точек притяжения для горожан и гостей столицы не только в центре, но и в каждом из районов. Пешеходные улицы с соответствующей инфраструктурой появятся в каждом районе столицы. В Партизанском районе таким знаковым местом уже является бульвар Тракторостроителей. Это главная пешеходная артерия и одновременно общественный центр поселка Минского тракторного завода — уникального архитектурного ансамбля послевоенной постройки. Через дорогу — центральная проходная МТЗ. На бульваре всегда оживленно еще и потому, что рядом расположен крупный транспортный пересадочный узел. Со временем здесь же пройдет еще одна линия метро.

Наличие на бульваре стихийного рынка портит это колоритное общественное пространство. Частники, предприниматели и перекупщики реализуют с лотков, а то и прямо с земли овощи и фрукты, грибы и ягоды, мясо и сало, продукцию легпрома непонятного происхождения и качества. О том, как превратить бульвар Тракторостроителей из места беспорядочного скопления продавцов и покупателей в территорию отдыха с цивилизованной торговлей, не первый год размышляют районные власти. Этой темой озаботились и урбанисты.

— В первую очередь на бульваре и в окрестностях нужно создать безбарьерную среду, — убеждена один из авторов проекта трансформации территории Маргарита Гогун. — Во–вторых, не используемую по назначению проезжую часть и аллею посередине нужно вывести в один уровень, убрав высокие бордюры. Территория также требует дополнительного озеленения, освещения и установки малых форм.

Чтобы упорядочить торговлю на бульваре, не нужно возводить в стороне от него стационарные прилавки — достаточно упорядочить то, что есть, полагают авторы концепции. Надо дать возможность продавцам использовать арендную мебель единого дизайна: легкие конструкции из дерева и металла различного масштаба, но в едином стиле. Предлагаемая схема такова: человек получает разрешение, оплачивает аренду в здании расположенного неподалеку Дворца культуры тракторного завода, берет торговую мебель, транспортирует ее к месту реализации продуктов и вечером возвращает арендованное имущество. Размер платы может варьироваться в зависимости от того, кто является продавцом — физическое лицо или ИП. Для стационарной торговли также следует предусмотреть палатки единого дизайна. В дополнение к уже имеющимся уличным торговым точкам молодые урбанисты предлагают организовывать на бульваре ярмарки выходного дня, фестивали уличной еды, ярмарки ремесленников или даже так называемый блошиный рынок — главное, чтобы не нарушались схема размещения точек продаж и общая концепция проекта.

Какой именно вид торговли окажется наиболее востребованным, определит только практическое тестирование обновленного пространства. К сожалению, авторы проекта не исключают, что перекупщики, которым ни под каким соусом не дадут разрешение на торговлю, продолжат свою незаконную деятельность. Но тут уже свое веское слово должны сказать контролирующие органы: обновленные не так давно правила благоустройства и содержания столицы наделили их более широкими полномочиями.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Андрей Карпека, урбанист, сооснователь Минской урбанистической платформы, соорганизатор Минского урбанистического форума:

— Подумать над будущим улицы Карла Маркса нам предложила Белорусская ассоциация экспертов и сюрвейеров на транспорте. В администрации Партизанского района столицы положительно отнеслись к предложению выработать альтернативный проект организации торговли на бульваре Тракторостроителей. Таким образом, идеи, заложенные в представленных на форуме проектах, вполне могут найти отражение в процессе трансформации городских территорий.

nesterov@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter