Не по-зимнему теплая погода вызывает опасения садоводов

Весна тревоги нашей

Совсем не по-февральски теплая погода вызывает понятную тревогу. Особенно у садоводов: чего ждать в новом сезоне? Погода установившаяся в декабре и январе, аномальная по всем показателям. Первые дни февраля побили более 20 климатических рекордов. Такой зимы (а она-то, пожалуй, климатически так и не наступила) не было за все годы наблюдений. Как при таких условиях чувствуют себя в саду не только деревья, но и возбудители болезней, вредители? Этот и многие другие вопросы я адресовала селекционеру-фитопатологу РУП «Институт плодоводства» кандидату сельскохозяйственных наук Юлии Кондратенок.


— Что и говорить, нынешняя погода добавляет забот и волнений. Растения начинают терять свою закалку. В начале февраля мне подарили цветок хеномелеса, или айвы японской. У кизила бутоны уже размером с горошину. Всю зиму цветет жимолость съедобная. А ведь у каждой культуры в обязательном порядке должен быть период покоя. Без него не формируются цветковые почки. В декабре, как и положено, растения вошли в это состояние. Но продолжительная оттепель, растянувшаяся почти на все три зимних месяца, стала сигналом к пробуждению и все нарушила. Кое-где уже началась вегетация — пошел сок. Культуры, перепутав сезоны, выходят из вынужденного физиологического покоя. А низких температур, которые бы заставили их притормозить, нет.

Все это вводит деревья в состояние жесткого физиологического стресса. Отсюда потеря не только иммунитета, но и устойчивости к тем заболеваниям, которые до этого не создавали проблем. Растениям, чтобы выйти из стресса, надо несколько лет. За один сезон им с этим не справиться. А если каждый год стрессовый? В итоге физиология культур меняется настолько, что заметно снижается их устойчивость к болезням и вредителям, падает урожайность, сокращается продолжительность жизни.

Суровые зимы (до минус 20 — 25 градусов) — сейчас большая редкость. И морозы, которые держались неделями, отлично вымораживали вредителей. Потепление же климата привело к тому, что большая их часть стала чувствовать себя в Беларуси очень комфортно. Типичный пример — ситуация с западным непарным короедом. Он, боясь наших суровых зим, всегда «квартировал» в более теплых зонах. Сейчас же вы видите сами: от его вредоносного (причем повсеместного) наступления гибнут сотни гектаров леса. И не только. Большая опасность еще и в том, что типичный лесной жук-короед переключился на яблоню и уже активно хозяйничает в садах, особенно примыкающих к лесу, нанося очень серьезный ущерб посадкам. Поврежденная кора — ворота для различных болезней. Плюс ко всему самки некоторых жуков-древоточцев на своих спинках переносят споры грибов, которые разрушают древесину, делая ее отличным кормом для будущих личинок. Вот такой симбиоз вредителей с грибами. И все это не на пользу саду. Сейчас, изучая деревья, поврежденные трутовиком, часто обнаруживаю и ходы жука-короеда.

— А как ведут себя привычные в наших широтах вредители? Все ли спят?

— Думаю, что нет. Большая часть из них на низком старте. Мне прислали фото уже проснувшейся гусеницы древесницы въедливой, которая внутри побега ожидает тепла. Все насекомые вначале реагируют на повышение температуры. Активное массовое шествие большинства из них начнется, когда воздух прогреется до плюс 10 градусов. Правда, медяница грушевая просыпается уже при плюс 4 — 6 градусах, но выйти из мест зимовки ей пока не позволяет короткий световой день. Да и фенофаза у растений пока не та — чем кормиться? Пока есть время, пройдитесь по саду и обратите внимание на места зимовки вредных насекомых. А обнаружив, сразу же принимайте меры к их уничтожению.

Древесница въедливая.

На молодых ветвях яблони зимуют яйца различных вредителей. На коре хорошо заметны небольшие (около 2,5 мм) черные блестящие яйца яблонной тли. Кольчатый шелкопряд свои яйца в виде серебристо-серого бисера оставляет на основании молодых однолетних ветвей. 

На поверхности толстых веток под плоскими серыми щитками черепицеобразной формы спрятались розанные листовертки, щитовки. На ветвях возле почек — укрытия яблонной моли. На нижних ярусах ветвей и на штамбе в трещинах коры можно найти коконы яблонной плодожорки. Под отмершей корой в своих ходах зимуют плодовый заболонник, западный непарный короед… 

На кронах деревьев устраивают зимние гнезда из листьев, скрепляя их тонкими паутинками, гусеницы боярышницы. Отлично заметны сейчас и гнезда златогузки. Они сделаны из 6 — 8 листьев, плотно прикрепленных к развилкам ветвей паутиной. На дереве зимует и еще одна любительница яблонь — яблоневая листовертка. Ни с чем нельзя перепутать кладки около почек красно-бурых яиц зимней пяденицы. На голых ветвях сейчас легко заметить скопления черных блестящих яиц листовой тли. Мелкими красными икринками на коре побегов и ветвей смотрятся зимующие яйца плодового клеща. В развилках веточек, в складках коры, около почек, у основания плодушек, а также кольчаток яблони могут быть яйца бурого и красного яблонных клещей. У бурого они оранжево-желтые, а у красного напоминают чуть заметные капли крови. 

На побегах малины сейчас хорошо видны утолщения, образованные малинной стеблевой галлицей. В почках смородины на зиму устроился почковый клещ, а на ветках — тля. 

Любимое место для укрытия многих вредителей — опавшая листва. Это убежище для долгоносиков, огневки, крыжовникового пилильщика, галлицы, грушевой медяницы и каштанной минирующей моли. Также под листвой зимуют крестоцветные блошки, приносящие большой вред капусте, редису, редьке. 

   
Стеблевая смородиновая галлица.


Верхний слой почвы — место зимнего обитания для малинных жуков и их личинок. В землю по осени спрятался и яблонный цветоед. В куколках в верхнем слое почвы устраиваются на зимовку и бабочки почти всех вредных видов пяденицы. На глубине до 8 см зимуют ложногусеницы плодовых пилильщиков и куколки крыжовниковой огневки. Поздней осенью в верхние слои почвы уходят и личинки слизистого пилильщика. На глубине до 30 см и более укрытие медведки и колорадского жука. 

— Можно ли уничтожать вредителей зимой? 

— А почему бы и нет? Проделав эту работу сейчас (или хотя бы часть ее), весной можно будет уже не опасаться чрезмерной активности вредителей. Уменьшить численность всей этой прожорливой компании поможет обрезка (без пеньков) и сжигание сухих поврежденных ветвей. Нельзя оставлять и побелевшие, искривленные, с засохшими листьями верхушки молодых ветвей яблони. Именно в них зимует грибница мучнистой росы. Возбудитель парши пережидает зиму на опавших листьях, монилиоза — на оставшихся плодах и отмерших цветках, а дырчатой пятнистости косточковых — в пораженной коре и камедных ранах. 


Также надо убрать корневую поросль, жирующие побеги и волчки. На них обычно зимуют яйца тлей. И конечно же, снять все засохшие и почерневшие плоды, срезать пораженные болезнями ветки. В них на протяжении всей зимы сохраняются возбудители грибных заболеваний. Чаще всего рака, некрозов и плодовых гнилей. Вырезка и уничтожение пораженных ветвей на вишне, черешне, абрикосе — первое профилактическое средство борьбы с монилиальным ожогом. 

— Весны в саду дожидаются не только вредители, но и возбудители болезней. 

— Для них такая теплая и влажная погода очень хороша. Низкая положительная температура помогает зимовке вредоносных грибков и повышает инфекционный фон в саду. В наступающем сезоне надо быть готовым к вспышке различных грибковых заболеваний. И в первую очередь парши. Она и так самое распространенное заболевание и на яблоне, и на груше. Много будет и всевозможных пятнистостей: филлостиктоз на яблоне, альтернариоз, бурая пятнистость на молодых грушах, коккомикоз на вишне и черешне, клястероспориоз на сливе.

— А что по раку?

— Грибки, вызывающие обыкновенный, черный рак и цитоспороз (а эти болезни всегда идут вместе), зимуют в больной коре в виде плодовых тел, похожих на черные точки. Я долгое время считала (да и научные источники это подтверждали), что раковые раны зимой не растут: в холоде грибок спит и не развивается. Но оказывается, все совсем не так. Проводя зимой (при температуре минус 10 — 15 градусов) исследовательские замеры, заметила, что раковые раны увеличиваются в размерах. В солнечную погоду зимой темная кора деревьев нагревается на солнце, и внутри активизируется и начинает разрастаться мицелий вредоносного гриба. В нынешнем же сезоне устойчивые плюсовые температуры работали против нас: грибы — возбудители раковых заболеваний вообще не прекращали свои рост и развитие, лишь слегка замедляя темп в периоды временного понижения температуры.

Когда-то немецкие ученые провели опыт, оставив в саду срезанную, но пораженную раком древесину. Рядом установили ловушки для спор. И оказалось, что больная ветка два года(!) рассеивала вокруг себя споры возбудителя, заражая все вокруг. А ведь многие садоводы грешат тем, что, срезав больное и отжившее дерево, не сжигают его, а аккуратно складывают под навес на дрова. Потом удивляются: откуда идут болезни? Поэтому, спилив больное дерево, сразу же сожгите его зараженные части.

Особенность всех раковых болезней в том, что они, развиваясь внутри дерева, очень серьезно защищены от химикатов и корой, и древесиной. Когда же после обрезки мы дезинфицируем рану, вещество, которое на нее нанесли, остается внутри и уже там уничтожает патоген. 

— Большая проблема — ржавчина груши. Прошлый год был катастрофическим: все грушевые деревья в буквальном смысле стояли ржавого цвета.

— Ржавчину груши вызывает уникальный паразит, которому для развития обязательно нужны сразу два хозяина: груша и можжевельник. При нынешней погоде возбудитель болезни прекрасно зимует на можжевельнике. И как только температура поднимается до плюс 5 — 6 градусов, на нем начинают появляться коричневые выросты, рассеивающие споры. 

Устойчивых к ржавчине сортов пока нет. И бороться с болезнью можно только препаратами меди и системными препаратами широкого спектра действия («Манкоцеб», «Топаз», «Топсин-М», «Хорус», «Делан», «Скор»), обрабатывая рано весной, в начале вегетационного сезона, и после цветения не только листву груши, но и можжевельники. Особенно нижнюю часть их кроны, где чаще всего в сырости и тени и образуются ржавые наросты. Даже одна хорошая весенняя обработка препаратами меди, когда оранжевые наросты только появляются и готовятся к рассеиванию спор, способна снизить вредоносность этого недуга. 


— Предсказывать погоду — дело неблагодарное. Но если вдруг ударят настоящие морозы, хотя бы 10-градусные, и не на день-два, как только что было, а на неделю?

— Если похолодание будет резким и внезапным, то мы можем получить массовое подмерзание цветковых почек и проводящих тканей коры и древесины. Это вызовет у растений стресс, даст всплеск болезней и приведет даже к гибели посадок. Особенно опасна такая картина для южных косточковых культур, у которых и без того очень короткий период покоя. Кое-где на Гомельщине персики уже выбросили первые бутоны.

Как пример можно вспомнить 2017 год, когда поздние весенние заморозки повредили цветковые почки у сливы, персика и абрикоса. Скажем, в институтской коллекции из 300 сортов сливы зацвели не более 15. Погибло много персиков и абрикосов. А те деревья, что вроде бы и выстояли, потеряли свой внутренний иммунитет и в следующем сезоне стали легкой добычей различных болезней и вредителей. 

— Моделируем ситуацию иначе: морозы так и не наступят…

— Тогда весной у нас будет картина более оптимистичная. Деревья не подмерзнут, зацветут, но опасность будет грозить от болезней и вредителей, которые прекрасно перезимовали в тепличных для себя условиях.

— И что делать?

— Многие садоводы ориентируются на календарь обработок по месяцам. Но при нынешних условиях за основу надо брать не даты, а состояние растений и температуру воздуха. Если вы видите, что в начале марта уже плюс 6 — 8 градусов и почки набухли, это сигнал, что пора проводить первую обработку медьсодержащими препаратами. 

Заметили первого вредителя? Сразу используйте инсектициды. Если, к примеру, тли нет на листьях, то зачем ее тогда гонять? Все же пестициды — это серьезная химия. Для той же тли порог вредоносности — 10 — 15 заселенных листьев из 100. 

— Юлия Георгиевна, что еще надо учесть?

— Есть несколько ключевых моментов, которые ни в коем случае нельзя пропустить. В начале сезона, в период набухания и распускания почек, обязательна защитная обработка и от вредителей, и от болезней. После цветения яблони и груши надо провести две обработки: когда плод размером с лесной орех и грецкий. Здесь мы смотрим чисто на фенологиию. Именно к этим фенофазам привязаны и фазы развития насекомых-вредителей: пилильщиков, плодожорок и всех других, кто повреждает плоды. В это же время начинается массовый лет спор парши и пятнистостей. Для косточковых (вишня, черешня, абрикос, слива, алыча, персик) актуальна обработка фунгицидами от монилиального ожога в период цветения, особенно если стоит прохладная влажная погода. Вторая обработка от вредителей и болезней на косточковых должна быть приурочена к росту плодов (приблизительно через 2 — 3 недели после цветения). И если пропустить обработки, то о красивом и здоровом плоде можно забыть.

— О том, каким в целом будет вегетационный период, пока говорить очень сложно…

— И поэтому нужно быть готовым ко всему. Если это дожди, то придется увеличить количество обработок от грибковых заболеваний. Начинать же обязательно надо с профилактики: 1 — 2 упреждающих обработок вполне достаточно, а там уже по обстановке. Первая обработка во время набухания почек, в фазу зеленый конус. В это время как раз просыпаются тля, медяницы, цветоеды и различные долгоносики, повреждающие почки на груше и яблоне. Если уловить этот момент, можно на порядок сократить количество вредителей в саду. Вторая обработка перед цветением, во время распускания листвы, или сразу после него, когда облетели уже все лепестки.

— А если лето выдастся сухим и жарким?

— Возрастает риск вспышки мучнистой росы. Это заболевание очень любит как раз такую погоду. В старых учебниках писали, что мучнистая роса появляется во второй половине лета, в августе. Но в последнее время она все раньше и раньше заявляет о себе. В прошлом году первые проявления мучнистой росы были зафиксированы уже в первых числах июня. 

 
Мучнистая роса


— Знаю, что немцы в течение зимы проводят 1 — 2 обработки медьсодержащими препаратами.

— Ничто не мешает и нам при температуре плюс 4 — 6 градусов пройтись по саду препаратами меди — 3-процентным раствором медного купороса или бордоской жидкостью. Это будет отличный заслон, сдерживающий развитие болезней. С одной стороны, вы продезинфицируете раны, если занимались обрезкой сада. Медь — сильнейший и фунгицид, и бактерицид. Универсальнейший препарат, к которому у возбудителей болезней нет привыкания. С другой стороны, это будет еще и искореняющая обработка против возбудителей парши, рака, других болезней, которые схоронились на листьях, на поверхности коры и древесины. 

Препараты меди действенны в любое время. Но если вы ратуете за экологичность, то и с ней будьте поаккуратнее, не злоупотребляйте. Для приусадебных участков — не более 4 — 5 обработок за сезон.

— Но использование синтетических препаратов все же зависит от погоды.

— Да, «Байлетон», «Топаз», препараты на основе «Манкоцеба» и «Скор» эффективны только тогда, когда воздух прогреется до плюс 16 — 18 градусов. А вот «Хорус» работает в более холодных условиях: от плюс 5 — 6 градусов. Самые холодостойкие — контактные медьсодержащие препараты.

СОВЕТ 

Профилактика заболеваний и защита сада 

Применение фунгицидов широкого спектра действия — как системных, так и контактных.

Строгое соблюдение сроков проведения обработок.

Применение некорневых подкормок, повышающих устойчивость растений к болезням.

Грамотная обрезка и санитарная прочистка сада, лечение ран и раковых язв.

Обязательное удаление из сада срезанной древесины, пораженных деревьев и ветвей.

Осенняя побелка штамбов.

ФАКТ

Обнаружив кладку кольчатого шелкопряда, не спешите ее сразу уничтожать. Ветки с кладкой срежьте и поместите в открытую банку, которую оставьте в саду вдали от деревьев. Дело в том что внутри шелкопрядовых яиц, как правило, находятся личинки полезного насекомого яйцееда-теленомуса. Как только начнут распускаться почки, из не зараженных яйцеедом яиц выйдут гусеницы, которые без еды погибнут. А из зараженных яиц вылетят полезные насекомые теленомусы и заразят новые яйцекладки шелкопряда. 

Кладка шелкопряда.

СОВЕТ

В верхнем слое почвы зимует очень много вредителей. Чтобы с наступлением тепла преградить им путь наверх, укройте приствольные круги неперепревшим навозом (толщиной 5 — 7 см), торфом или компостом толщиной слоя 12 — 15 см, а также рубероидом шириной 30 — 40 см. Они надежно преградят вредителям путь на «свежий воздух». Рубероид уберете, когда сад отцветет. 

(8–017) 311-03-46

sad@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter