Владислав Мисевич — о новом телесериале, творческих перспективах и расставании с «Белорусскими песнярами»

Весна под знаком «Песняров»

Владислав Мисевич — один из тех, кто стоял у истоков ансамбля «Песняры». Ближайший друг и соратник Владимира Мулявина, он всю жизнь с гордостью носит прозвище Змей, происхождение которого разъяснил в ставшей бестселлером книге воспоминаний. Мы встретились с Владиславом Людвиговичем на волне обсуждений нового телесериала, посвященного «Песнярам» и Мулявину, но темы разговора очень быстро вышли за пределы собственно кино.


— Владислав Людвигович, что вы думаете о недавно вышедшем сериале «За полчаса до весны», посвященном биографии Владимира Мулявина и истории «Песняров»?

— Конечно, для артистов любое внимание — это и кайф, и испытание, и опыт. Документальные фильмы о «Песнярах» снимались, наши телеканалы хорошую работу проделали, документалисты вообще более шустрые. Но это все, как говорится, по мелочи, а чтобы художественный фильм — такое впервые. Я вообще в силу опыта достаточно негативно к таким вещам относился: про кого бы из певцов ни снимали, обычно выходит неудачно. Ну а раз со всеми неудачно, то почему с «Песнярами» будет иначе? Да, в советские годы выходили «Ясь и Янина» и «Эта веселая планета», но это несерьезно. Все попытки снять об артистах игровое кино уже тогда меня разочаровывали. Потому я изначально был настроен скептически. Однако продукт все-таки получился. Фильм совместный, производство Россия — Беларусь, бюджет около 2 миллионов долларов, тоже общий.

— Вы ведь бывали на съемочной площадке?

— Официально я и дочь Володи Марина Мулявина были консультантами. Больше Марина, потому что все воспоминания о семье, родственниках, той среде, которая формировала Володю, — это ей ближе. Я знал его сестру Наташу, очень хорошая была женщина, она уже умерла (в фильме ее судьба не показана), а с родителями знаком не был, так что без Марины начальных серий могло бы не получиться.

Помню, когда принесли первую версию сценария, я понял, что мои худшие предположения оправдались. Марина вообще была в панике. Но продюсеры твердили как мантру: «Деньги выделяются!» — и обещали все исправить. Многое взяли также из моей книги воспоминаний, и я решил подождать — посмотреть, что получится.

— И как в итоге впечатления?
— Фильм все-таки классный, хотя это не исключает того, что многие вещи явно недотягивают, особенно в первых сериях. Только во второй половине сериала ты понимаешь, для чего все это было. Но я пересматривал два раза все серии подряд, по восемь часов, не отрываясь. В первый раз молча негодовал про себя, а после второго просмотра понял, что все-таки главное схвачено.
— А насколько похожи артисты на прототипы своих героев? Экранный Мулявин близок к настоящему?

— Он и близко не такой, каким я его знал. Но я увидел у актеров (это на моих глазах происходило) такое искреннее желание все сделать классно… Это подкупает, конечно. Для них, молодых ребят (а они на 50 лет младше меня!), и Мулявин — человек новый, и «Песняры» — новый ансамбль. И они все впитывали, полностью погружались в тему, работали на износ, и вот в тех самых последних сериях это дало результат. Безусловно, будь еще миллион бюджета для фильма, можно было бы многие сцены сделать лучше. Но в целом кинематографисты пошли правильным путем: не стали показывать блеск и нищету эстрады, как обычно водится. 
Потому что Володя был другой — из другой среды, из других времен — и создавал другую музыку. И создатели все-таки сохранили в итоге эту линию на постижение и Володи как человека — глубокого, в чем-то несчастного, с неустроенной семьей, — и его трагедии. Именно поэтому лента все-таки удалась, несмотря на все проблемные места.
— Кстати, как вы отнеслись к тому, что композиции «Песняров» для фильма перепели заново? И хорошо ли перепели?

— Не везде хорошо, давайте по-честному. Много проблем музыкальных. Там, где я участвовал, за это отвечаю. Остальное… Там чисто технические вопросы: как надо петь и как пели «Песняры». И вот зачем было косить под Мулю, когда есть прекрасные студийные записи?

— Знаю, что вы прекратили отношения с коллегами по «Белорусским песнярам» в 2020‑м, когда они присоединились к тем, кто хотел устроить в стране госпереворот. И вот после премьеры сериала они появились в эфире российского Первого канала. Выглядят, кстати, не лучшим образом, не хватает только таблички в руках: «Юбилеи, свадьбы, корпоративы»…

— Я понимаю, что россияне, приглашая тех или иных людей в эфир, не хотели ничего дурного — они просто не вникают в белорусскую повестку, не знают, кто здесь и в чем отличился. Считаю, раз уж фильм в совместном производстве, снят по заказу нашего Министерства культуры, то это партнерство продолжается и на время его телепоказов. Ведь что может быть проще — уточнить для российской стороны информацию о том, кто из артистов ансамбля «Песняры», отображенных в сериале, находится в добром здравии, а кто уже не с нами. А как раз к описываемому периоду становления «Песняров» мои экс-коллеги, показанные на Первом канале, не имеют ни малейшего отношения. Что Пеня, что Дайнеко, что Аверин и прочие из младшего поколения ансамбля пришли уже на все готовое, на всесоюзную славу и зарубежные гастроли, они не стояли у истоков и соратниками Мулявина называться не могут.

«Песняры», 1972 год: Чеслав Поплавский, Владимир Мулявин, Леонид Тышко, Александр Демешко, Владислав Мисевич, Владимир Николаев, Анатолий Кашепаров, Леонид Борткевич.

— Вы ведь даже ушли в итоге из созданного вами же коллектива?

— Ушел, при том, что «Белорусские песняры» — это мое детище. И я за его развитие отвечал, пока не наступил 2020‑й. Посудите сами: мы готовились отметить юбилей «Песняров», а в это время за моей спиной некоторое число участников коллектива подписывает какие-то мутные письма «против насилия и за новые выборы»! Это называется ансамбль, это — группа единомышленников?

Меня пытаются сейчас обвинять — мол, это я за них в ответе, но они большие мальчики, некоторым по 70 лет уже. Я мог только поговорить и думал, что мы договорились. 20 лет мы работали, на госконцертах в том числе, выступали перед Президентом, который всегда нас поддерживал, и мне казалось, что уж они-то должны понимать, сколько сделал для нас Александр Лукашенко.

— Как вы думаете, почему все-таки ваших бывших коллег потянуло в политику?

— Толпа всех наизнанку выворачивает. Вот они и купились — и пришли к тому, к чему пришли. Тут даже комментарии излишни. Относительно сериала ведь уже идут разговоры, что надо бы снимать продолжение… Я сразу продюсерам сказал: если там будут мои бывшие коллеги по «Белорусским песнярам», я к этому никакого отношения иметь не желаю. Да, понимаю, успех, и Первый канал доволен, но там не знают дальнейшую историю…

— Неужели за эти три года никто из них даже не извинился перед вами, не пытался как-то загладить ситуацию?
— Нет, никто. Хотя начать стоило бы как раз с извинений. Причем даже не передо мной. Вы белорусам, всей стране объясните, что с вами произошло тогда… Кстати, что характерно: из старой гвардии «Песняров» никто не побежал ни на какие марши, все повели себя адекватно — потому что от Мулявина переняли какой-то взгляд на жизнь, а не только на музыку.
— Сейчас ситуация и для нас, и для России очень непростая. Давайте по-честному: был бы жив Мулявин — с кем бы он был?

— Конечно, сам с собой и со своей музыкой. Володя был большой ребенок. Потому, наверное, нищим пришел — нищим и ушел. А духовно был человек с твердыми убеждениями. И «Песня пра долю» — это и есть объяснение всей его жизни. Я точно знаю: Мулявин никогда не предал бы свою страну. Он ценил достижения всей своей жизни, а не момента. Потому, кстати, в свое время и одумался на переломе «Песняров»: когда случился раскол ансамбля (в том числе из-за множества его личных и рабочих проблем), он нашел в себе силы и выступал дальше. А перед этим дал твердое обещание Президенту работать вопреки всем обстоятельствам. И Володя слово сдержал. И хотя тогда мы оказались по разные стороны этой ситуации, с годами (и особенно в последнее время) я понял, как он был прав в своих действиях и в своей борьбе за созданный им ансамбль. За ансамбль — не за личную выгоду! А еще точно знаю: он простил Змея, получившего кличку как раз за то, что отвечал за дисциплину и порядок в коллективе, — значит, в чем-то принял мою позицию, которая, по сути, была той же: работать и не допускать срывов.

— Знаю, что недавно вы впервые в жизни запели соло. Причем у вас появились новые и очень интересные композиции…

— Да, записал несколько новых песен, написанных Сергеем Миклашевским — композитором, поэтом, гитаристом. 
Самая дорогая мне — о нашей Беларуси. Тема Родины для меня неслучайна: хочется подарить людям музыку, в которой будет и любовь к своей стране, и лирика, и трепет. Это сегодня важно как никогда.
ovsepyan@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter