Версты Егора Сухорукова и Наследство Николая Шевчука

Это наша с тобою судьба, это наша с тобой биография.

В 1956 году Егор СУХОРУКОВ закончил Белорусский институт механизации сельского хозяйства и был направлен на Полоцкий ремонтный завод. Тогда он еще не знал, что это предприятие сыграет особую роль в его трудовой биографии, а годы, проведенные здесь, станут лучшими годами его жизни и навсегда останутся в памяти.

На заводе он прошел все ступеньки карьерной лестницы, дойдя до директора. Предприятие принимал с численностью работающих 120 человек, а покидал, когда там трудилось полторы тысячи. И возросшие объемы выполняемых работ, и освоение новых видов продукции, и авторитет завода среди родственных предприятий системы — все это в первую очередь его заслуга. Не случайно завод, один из немногих предприятий тогдашней Госкомсельхозтехники, был награжден орденом Трудового Красного Знамени, а многие специалисты, которых собрал и сплотил вокруг себя Сухоруков, стали впоследствии руководителями предприятий и организаций отрасли.

В 1965 году его переводят в Минск и назначают руководителем треста ремонтных предприятий. Масштабы работы многократно увеличились, появилось больше ответственности. Но Сухоруков не был бы Сухоруковым, если бы и в новой обстановке не проявил себя как способный инженер и организатор. Он много внимания уделяет специализации заводов, что в результате повышает эффективность их работы.

Следующий пост, который ему доверили, — должность заместителя председателя Белсельхозтехники. А отсюда спустя шесть лет он попадает в Москву и становится начальником главка ремонтных предприятий союзной сельхозтехники. По служебным делам Егор Федорович объездил все республики Союза. В Минск вернулся в 1983 году, на должность председателя Госкомсельхозтехники республики. И снова, как когда-то на заводе в Полоцке, сплотил вокруг себя талантливых заместителей, руководителей управлений и отделов. Это было золотое время для системы. В областях ее возглавляли такие же опытные, многократно проверенные в деле руководители, системники, как их называли. Многие районные отделения своими трудовыми достижениями стали известны на всю Беларусь. В частности, Несвижская и Мостовская сельхозтехники. Много внимания тогда было уделено созданию оборудования для животноводческих ферм. А в Гомеле появилось производство по выпуску доильных установок типа «елочка».

Когда в 1986 году создали Госагропром, Сухоруков стал первым заместителем его председателя в ранге министра. В составе Республиканского штаба по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС отправился на полгода в служебную командировку на Гомельщину. За участие в ликвидации последствий аварии Егора Федоровича наградили орденом Трудового Красного Знамени. Это был уже второй его такой орден. Первого он удостоился еще в начале 70-х.

В 1991 году Егор Федорович вышел на пенсию.

Сегодня ветеран отошел от активных дел, ведь ему уже 79. Но работой РО «Белагросервис» интересуется постоянно. Считает, что в жизни ему определенно везло. На хороших людей, умных и заботливых начальников и… доброе расположение звезд на небе.

Олег ШВЕДОВ, «БН»

Фото  автора

 

МНОГИЕ бывшие работники Брестского областного отделения сельхозтехники добрым словом вспоминают своего руководителя Николая ШЕВЧУКА. При его непосредственном участии в регионе произошло немало перемен. В свое время Николай Онуфриевич работал в одной из МТС Ляховичского района заведующим ремонтной мастерской. После реформирования системы его перевели заместителем директора по снабжению Гончаровской МТС. Задержался он там около года. Оценив вклад Шевчука в развитие предприятия, предложили повышение — должность главного инженера Брестской районной РТС.

Перед хозяйствами в то время стояла очень сложная задача, вспоминает Николай Онуфриевич. Надо было организовывать службу содержания машинно-тракторного парка, строить заправочные станции, мастерские, гаражи и площадки для хранения техники, пункты технического обслуживания. Но существование РТС оказалось непродолжительным. В апреле—мае 1960 года они объединились с мелиоративными предприятиями в ремонтно-технические мелиоративные станции. Но уже в первый год своего существования РТМС показали свою несостоятельность и неспособность справиться с поставленными задачами. В сельскохозяйственном производстве назревали новые перемены.

Потом Николай Онуфриевич в областном объединении возглавил управление ремонта, был заместителем председателя объединения сельхозтехники. Руководил им Владимир Самощев.

Когда Самощева забрали в Москву, Шевчука в 33 года назначили председателем. Доверие было оказано большое, поэтому хотелось проявить себя не хуже предшественника, воплотив в конкретные дела все творческие идеи. Силы придавало и соревнование, которое не носило формальный характер. В душе постоянно был какой-то подъем и энтузиазм.

После себя Самощев оставил Шевчуку неплохое наследство и одновременно —громадье нереализованных задумок и планов. Ему пришлось продолжать создавать специализированные ремонтные предприятия. Одно из них — Березовский моторный завод. Не раз приходилось во время его становления бывать там, будучи начальником управления. В области начал действовать Дрогичинский ремзавод. Поначалу это были спецмастерские, но со временем по объемам работ, численности работников выросли до заводов.

Реконструкция Березовской МТС позволила впервые внедрить поточный метод ремонта тракторных двигателей, повысить производительность труда и обеспечить ремонт более тысячи тракторных двигателей в год. Специализацию в Березе одобрили на республиканском и всесоюзном уровнях. В 1964 году здесь проходил даже Всесоюзный семинар, а группа работников предприятия и организаторов производства, включая Шевчука, была отмечена медалями Выставки достижений народного хозяйства СССР.

«Сельхозтехника» в советские годы была мощнейшей структурой по обслуживанию сельского хозяйства. Несколько строк в ее историю вписал и Николай Шевчук, впоследствии связавший свою жизнь с научной деятельностью и защитивший кандидатскую диссертацию. Но о тех временах вспоминает часто, пересматривая благодарности, почетные грамоты, надевая праздничный пиджак с орденом Трудового Красного Знамени, медалями и нагрудными знаками.

Анатолий ЦЫБУЛЬКО, «БН»

Фото Николая ВОЛЫНЦА, «БН»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter