Вера Васильева

Актеры советского кино
В воскресенье в 12.15 смотрите на Первом фильм «Свадьба с приданым»

Рассказа о замечательной актрисе Вере Васильевой без упоминания имени артиста Владимира Ушакова не получится. Шутка ли: более 50 лет они прожили вместе! Мало того, эта пара сложилась как раз после съемок судьбоносного фильма «Свадьба с приданым».

Три года Ушаков ухаживал за Васильевой, добивался ее руки. Даже советская кинохроника, никогда не снимавшая сюжетов из разряда светских новостей, сообщила миру об этом событии. А предложение руки и сердца молоденькой актрисе Ушаков превратил в выразительную мизансцену. Купил бутылку шампанского, пришел в дом возлюбленной и, когда Вера Кузьминична открыла дверь, заявил: «Если ты скажешь, что согласна выйти за меня замуж, я переступлю порог твоего дома. Ответишь «нет» — поворачиваюсь и ухожу навсегда!» Пару минут актриса молчала. Потом пригласила возлюбленного в дом и, представив маме, сказала ей: «Я выхожу замуж». Впрочем, решение Васильевой кардинально изменить свою жизнь, скорее всего, напоминало детский каприз: назло маме отморожу уши. Ведь любила она другого человека. Известного режиссера Бориса Равенских. Но эти личные дела давно минувших дней мы лишь обозначим.

В ее жизни были большая любовь, один театр и один муж. Единственный муж — редкое постоянство для артистического мира. Детей не было. Как ни крути, получается, главный роман ее жизни оказался действительно театральным.

Если вы хоть раз смотрели эту простецкую по сюжету ленту, то наверняка вспомните и героев: видного красавца Максима с медалями на груди и правильную во всех отношениях бригадиршу Ольгу с курчавой челкой. Завязка идеологически выверенного сюжета примитивна (еще как!) по нынешним критериям: передовики колхозного движения разругались за новый урожай в момент помолвки, аккурат за накрытым столом. Впрочем, киношные разборки на тему чей колхоз даст больше пудов зерна с гектара запомнятся душевными песнями Фатьянова и Мокроусова, которые, кстати, исполняют по сегодняшний день. Старые песни о главном «На крылечке твоем» и куплеты «Хвастать, милая, не стану...» стабильно звучат по ТВ и радио. Ну как, мотивчик вспомнили?

В биографических статьях акцентируют, что ее родители были абсолютно разными по внутреннему миру людьми, однако мягкий нрав отца Кузьмы Васильевича примирил–таки с реальностью амбициозную выпускницу коммерческого училища Александру Андреевну — мать актрисы. Несколько лет семья прожила в деревне, правда, позже все–таки переехала в Москву. Васильевы поселились в коммунальной квартире. А родилась актриса 30 сентября 1925–го в Калининской области.

Легенда гласит, что однажды мамина приятельница повела Веру в Большой театр на «Царскую невесту». Девочке открылась совсем другая жизнь: ошеломляющая, непохожая на их скромный быт. Вот она — великая иллюзия искусства! С этого момента Верочка просто грезила театром. Дальше — война, которая разбросала Васильевых по Советскому Союзу, но Вера с отцом остались в Москве одни. После школы будущая актриса поступила на завод, где работал ее отец. Во время войны (!) в 1943 году она поступила в Московское городское театральное училище...

По окончании в 1948 году — Театр сатиры, в котором она служит до сих пор.

Знаменитой она стала, учась в театральном училище, — роль Насти Гусенковой в фильме Ивана Пырьева «Сказание о земле Сибирской» принесла ей Сталинскую премию. Но главное — это то, что 23–летнюю лауреатку заметили и полюбили зрители. До сих пор жива байка: будто бы Сталин после просмотра фильма, имея в виду Васильеву, спросил авторов: «А где вы нашли эту прелесть?» Собственно, его вопрос только дополнил список номинантов на премию. Кстати, вторую премию она получит в 25 лет.

На пробы к Пырьеву Вера Кузьминична пришла сама. Вот как она описывает сцену отбора кандидаток на роль в фильме «Сказание о земле Сибирской»: «Когда я снова очутилась в его (Пырьева. — Прим. автора) кабинете, он вновь осматривает меня, но уже чуть внимательнее, добрее. Потом вдруг неожиданно приказывает: «Принесите два простых чулка». Побежали за чулками, не спрашивая зачем. Я снова испугалась — значит, с ногами не все в порядке. Иван Александрович скатал чулки в два комка, подошел, сунул мне в декольте, где должна быть пышная грудь, которой у меня не было, и спокойно объяснил: «А то лицо толстое, а фигура — тощая». Так я и снималась с подложенной грудью, а талия была поднята так высоко, что я была похожа на бабу, которой обычно прикрывают чайники».

Красавец Владимир Ушаков в то время тоже выглядел баловнем судьбы: вернулся из Германии, где служил в театре для группы советских войск, человек небедный по тем временам, легко вошел в состав труппы московского театра... «Он приехал в наш театр роскошным, импозантным, блистательным», — вспоминает Вера Васильева.

Но факты говорят: замуж за Ушакова она не торопилась. Только через много–много лет известная актриса признается в интервью: «...любовь — да, любовь я знала. Это любовь, которая была у меня, не могу сказать несчастливой, она была в какой–то степени счастливой. Потом я рассталась и мой муж, который меня, мне кажется, спасал от моей любви, за что я ему была благодарна... Потом, с годами, я его очень полюбила. Любить — это хорошо, даже если это очень печально. Я всегда помнила свою боль. Мне это давало возможность играть искренне».

Актриса никогда не жаловалась журналистам на то, что ее почти не снимают в кино. Да и в своем родном театре она в общем–то была мало занята в репертуарной обойме. «Жанр сатиры отмирает... Нет Шварца, нет Горина. Думаю, сейчас вообще не время театра. Не он занимает умы людей, диктует настроение обществу», — убеждена Вера Кузьминична.

Сегодня на память приходит, пожалуй, единственная ее главная роль — графини Розины в раскрученном в советское время спектакле «Безумный день, или Женитьба Фигаро». Лет 30 тому назад эту «костюмную» постановку с участием звезд театра Миронова, Корниенко, Ширвинд-та, Пельтцер часто показывали по ТВ в выходные и праздничные дни. Наверное, поэтому новый одноименный фильм с участием нынешних кумиров — Подольской, Сердючки, Киркорова, Лолиты — был интересен сразу нескольким поколениям. Хотя бы для сравнения, черт возьми! Как сказал бы Миронов–Фигаро.

Совсем недавно прочла признание Веры Васильевой: «Ожидание новой роли растягивалось на семь лет, на восемь...» Впрочем, актриса написала книгу «Продолжение души», очень похожую на дневник. Получилась своеобразная исповедь исстрадавшегося человека. Отметила свое 80–летие и золотую свадьбу, что, собственно, по сегодняшним меркам — уже подвиг.

В настоящее время народная артистка СССР Вера Кузьминична Васильева живет в Москве, пишут, что несколько раз в месяц выходит на сцену Театра сатиры.


Кого еще связала любовь?

Актеры Евгений Жариков и Наталья Гвоздикова сыграли влюбленных, которые поженились и прожили вместе всю жизнь в фильме «Рожденная революцией».

В фильме режиссера Никиты Михалкова «Неоконченная пьеса для механического пианино» Александр Калягин и Евгения Глушенко сыграли супругов. В то время Калягин был отцом–одиночкой (жена умерла от рака). Ему понравилась молодая талантливая актриса и после фильма он предложил ей стать его женой. От этого брака у них родился сын.

20–летняя Евгения Симонова и 28–летний Александр Кайдановский познакомились на съемках картины Вениамина Дормана «Пропавшая экспедиция». Через год у них родилась дочь Зоя.

О завязавшемся на съемках фильма «Небесный тихоход» служебном романе между актером Николаем Крючковым и молодой актрисой Аллой Парфаньяк говорила вся Москва. Однако позже Парфаньяк ушла с сыном к другому актеру Михаилу Ульянову, с которым прожила более 50 лет.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter