Великая шахматная тоска

Есть люди, у которых вместо фамилии — репутация...

Есть люди, у которых вместо фамилии — репутация. Произносишь, например, Бжезинский — и все понимают, что от него ждать. Его называли лучшим врагом СССР. Он — автор концепции американской гегемонии.


В 1997 году он назвал Россию «черной дырой» и заявил, что для нее речь уже не идет о каком–либо геополитическом выборе, речь идет о выживании.


Он говорил о том, что для России было бы лучше не одна, а несколько республик с центрами на Дальнем Востоке, в Сибири и Москве.


Он называл поддержку исламских фундаменталистов в Афганистане «замечательной идеей». «В результате русские попались в афганскую ловушку, а вы хотите, чтоб я об этом сожалел? Что важнее для мировой истории? Талибан или крах советской империи?»


Он поучал: «Если русские будут настолько глупы, что попробуют восстановить свою империю, они нарвутся на такие конфликты, что Чечня и Афганистан покажутся им пикником».


С тех пор прошли перестройка, «перезагрузка» и много всяких других переосмыслений международной политики, но амплуа Бжезинского остается неизменным. Его по–прежнему обуревает тоска двигать геополитические фигурки на своей «великой шахматной доске», предрекать хаос и развал.


Поразительно, но буквально за считанные дни наступившего нового года Бжезинский успел предречь крах еврозоны, распад Европейского союза и даже — что можно считать фантастической мировоззренческой эволюцией — уменьшение мощи самих Соединенных Штатов! Правда, и здесь великий гуру разрушений остался верен себе и сделал вывод, что от уменьшения экономической мощи и влияния США пострадают другие страны.


Статья Бжезинского называется «Восемь геополитических видов, находящихся под угрозой». В ней он объяснил, почему, по его мнению, определенным странам невыгодно потерять протекцию США, если Соединенные Штаты утратят свою мощь. Эти страны — Грузия, Южная Корея, Афганистан, Пакистан, Украина, Израиль, Тайвань и почему–то Беларусь. Наша страна явно выбивается из этого ряда политических союзников и сателлитов США, которым действительно есть что терять в случае ослабления США. Так что очередная громкая заявка на новый геополитический сценарий страдает слабой аргументацией.


Бжезинский и не заметил, что в мире появились, кроме американской, и другие политические команды, в которых можно успешно играть на доске геополитики. Или не захотел заметить, продолжая утверждать, что замены США как финансовому и политическому центру в мире нет?


«У Европы, — продолжает отсекать конкурентов Бжезинский, — нет политической воли. У китайцев — желания. У России есть воля и желание, но нет экономических ресурсов». И ситуация такова, делает вывод Бжезинский, что в ближайшие 10 — 25 лет США останутся ключевым игроком глобальной стабильности или будут принципиальной проблемой во всеобщем хаосе.


Да, незавидна судьба государства, которое делает выбор между сильными партнерами и хаосом... в пользу хаоса. Во всяком случае, именно это следует из теорий Бжезинского об исключительности американской гегемонии. Слишком мелкий вывод для великого мыслителя.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter