Вектор новых возможностей

В Москве Президент принял участие в заседании Высшего Евразийского экономического совета и в заседании Межгосударственного совета ЕврАзЭС

В Москве Президент принял участие в заседании Высшего Евразийского экономического совета и в заседании Межгосударственного совета ЕврАзЭС


В Большом Кремлевском дворце прошли переговоры Александра Лукашенко, Дмитрия Медведева и Нурсултана Назарбаева. Это была последняя встреча президентов перед тем, как с 1 января начнет работать Единое экономическое пространство (ЕЭП). С нового года три государства выходят на новый, беспрецедентный для постсоветского периода уровень экономической интеграции. Так, впервые создается наднациональный орган с широкими полномочиями — Евразийская экономическая комиссия.


По словам Президента, вчера была перевернута очередная страница в истории интеграционного строительства. Кстати, минский дизайнер с мировым именем Владимир Цеслер недавно предложил свой логотип для нового объединения. В его основе знак «бесконечность». Думаю, подтекст здесь очевиден. В Москве было обещано, что голосование в наднациональном органе исключает доминирование какого–либо государства, что при его создании был учтен не только лучший мировой, но и негативный опыт. Только равноправные союзы долговечны.


Поделившись какой–то частью своего суверенитета с Россией и Казахстаном, Беларусь принимает участие в историческом проекте по созданию зоны свободного перемещения товаров, услуг, капитала и рабочей силы на огромном рынке 170 миллионов человек. В Минске договоренности понимают следующим образом: теперь станут невозможны нефтяные, молочные и прочие торговые «войны» и, наоборот, в перспективе станут возможны единые условия для субъектов хозяйствования, которых добивались у Москвы все последние годы.


Конечно, процесс не обещает быть простым. Как заметил Дмитрий Медведев, всякая интеграция — это набор возможностей и набор рисков. Можно лишь ориентироваться на предыдущие этапы нашей интеграции. К примеру, идея Таможенного союза была очень быстро и успешно реализована. Только за первое полугодие этого года товарооборот трех стран вырос на треть, а, как прогнозируется, в итоге достигнет 100 миллиардов долларов.


Однако совершенно очевидно, что у стран–одиночек в современном мире возможности для развития априори ограниченны. Особенно у такой открытой экономики, как белорусская, которая критически зависит и от рынков сбыта, и от ресурсов.


Александр Лукашенко заявил своим коллегам–президентам:


— Через создание Таможенного союза и ЕЭП мы вышли на формирование единого рынка, самодостаточность которого делает его устойчивым к внешней экономической конъюнктуре. Однако мы не ставили своей целью отгородиться от остального мира. Напротив, необходимо развивать торгово–экономическое сотрудничество с другими странами и наднациональными структурами в рамках международного разделения труда...


Кремлевская встреча в верхах проходила в напряженный период для ее участников. Россия сейчас застыла между двумя избирательными кампаниями, которые проходят не совсем так, как многие предсказывали. Москва все еще находится под впечатлением Болотной площади... В Казахстане, в городе Жанаозен действует чрезвычайное положение, введенное после недавних беспорядков, поджогов и погромов в День независимости.


Когда у Дмитрия Медведева на итоговой пресс–конференции спросили о ситуации в Казахстане, он ответил в том духе, что «каждое политическое событие так или иначе отражается на жизни государства, но это не должно отражаться на нашем настрое создавать общий рынок». И добавил:  «Меня, например, в сегодняшней жизни гораздо больше волнует ситуация в мировой экономике и зоне евро. Это куда в большей степени влияет на экономическую ситуацию в наших странах».


По этой причине или по другой, но Нурсултан Назарбаев на 23 минуты опоздал к официальной церемонии встречи в Красной гостиной. Все это время Дмитрий Медведев что–то увлеченно говорил Александру Лукашенко. Президент внимательно слушал коллегу. Между прочим, зоркие журналисты отметили, что на важнейший саммит, решения которого затрагивали вопросы суверенитета, Александр Григорьевич прикрепил к лацкану пиджака значок в виде белорусского флага и этим выделялся среди коллег...


Из других моментов, которые бросались в глаза: минские журналисты, разумеется, не могли не обратить внимания, что служба кремлевского протокола называла Александра Лукашенко «Президент Республики Белоруссия». Хотя, помнится, Дмитрий Анатольевич в свое время на встрече с белорусской прессой обещал использовать официальное название нашей страны... Видимо, протокольщики пропустили это мимо ушей. Досадно...


Несмотря на исторический масштаб принятых решений, по сути, вчерашний саммит носил технический характер. Дело в том, что пакет документов по ЕЭП был окончательно одобрен еще месяц назад. Образно выражаясь, новый интеграционный механизм уже создан, требовалось лишь заправить его «бензином».


Три президента вчера фактически запустили новый орган — Евразийскую экономическую комиссию (ЕЭК). Это уникальный инструмент, на постсоветском пространстве таких еще не было. По своим задачам это, конечно, еще не Еврокомиссия, но он также имеет немало наднациональных функций и, как было объявлено, постепенно будет увеличивать портфель полномочий.


Вчера определялся состав коллегии ЕЭК и распределялись обязанности между ее членами. Председателем коллегии ЕЭК стал российский министр промышленности и торговли Виктор Христенко, известный политик. Среди белорусских членов наднационального органа — бывший премьер–министр Сергей Сидорский. Наши представители будут курировать самые важные для Минска отрасли: промышленность, сельское хозяйство, таможню.


Позиция президентов очевидна: назначены очень компетентные чиновники, это говорит и о серьезности намерений трех государств и о том, что решения придется принимать жизненно важные для экономики.


Один из вопросов, которые уже в ближайшем будущем придется решать, — это вступление России в ВТО. В эти дни российские переговорщики заканчивают последние формальности. Москва едва ли не рекордсмен по времени стояния в очереди в ВТО. Это значит, что Россия в скором времени вынуждена будет подчиниться правилам и нормам ВТО. При этом у нас общая таможенная территория. Другими словами, Беларусь фактически будет вынуждена работать по нормам ВТО, открыть свои рынки, но при этом, не являясь полноправным членом этой организации, не сможет пользоваться защитными механизмами, которые предусмотрены для государств–участников.


В Кремле Александр Лукашенко и Дмитрий Медведев вчера подписали меморандум о взаимопонимании по вопросам вступления в ВТО. Россия окажет Беларуси всестороннюю поддержку. «Стороны исходят из недопустимости ухудшения условий взаимной торговли товарами и услугами в связи с присоединением к ВТО», — говорится в документе.


«Мы приветствуем членство России во Всемирной торговой организации. Полагаю, что статус полноправного члена ВТО даст дополнительные возможности нашему стратегическому партнеру для содействия по вступлению Беларуси в эту организацию, — считает Александр Лукашенко. — Но вхождение всех членов Таможенного союза в ВТО с минимальным временным разрывом еще более укрепит наше объединение и повысит его международный авторитет».


По инициативе белорусской стороны разработаны механизмы защиты в неспокойное для глобальной экономики время. Еще весной Минск предложил партнерам договориться о том, как вести себя в случае, если один из членов ЕЭП подвергается экономическому давлению извне. Условились «в случае необходимости вырабатывать взаимоприемлемые решения по мерам совместного реагирования в соответствии с национальным законодательством и с учетом имеющихся международных обязательств». Экономическое объединение работает.


...После работы в формате тройки прошло заседание Межгосударственного совета ЕврАзЭС. Среди прочих главы государств обсудили вопросы, связанные с началом работы Суда ЕврАзЭС с 1 января в Минске.


Сегодня Александр Лукашенко примет участие в саммитах СНГ и ОДКБ.


Москва.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter