Вечный дозор. Здесь и сегодня трепетно хранят все, что связано с прошлым этого партизанского края

Павел Кондратьевич Мамяка один из немногих, кто выжил, попав в блокадное кольцо накануне легендарного Ушачского прорыва. После войны бывший партизан стал сеять хлеб и строить жилье на родной земле. почти тридцать лет был председателем колхоза. Вместе с женой, бывшей учительницей, Евдокией Семеновной более полувека живет в доме на берегу озера Веркуды в деревне Лозы Ушачского района.

Прорыв

Сегодня в Ушачском районе осталось чуть больше сотни участников Великой Отечественной. И больше сотни памятников и мемориальных мест, напоминающих современникам о страшных военных буднях и ратных солдатских подвигах. Самый известный среди них — мемориальный комплекс “Прорыв”, открытый 35 лет назад. Не случайно Ушачи — один из пяти городов Витебской области, получивших вымпел “За мужнасць i стойкасць у гады Вялікай Айчыннай вайны”.
— Есть одна отличительная черта жителей Ушачской земли, которую мы с гордостью несем по жизни, передавая из поколения в поколение, — отметил во время церемонии вручения вымпела председатель Ушачского райисполкома Олег Коваленок. — Это высокий уровень патриотизма.
В конце лета 1941 года в десяти населенных пунктах Ушачского района начали свою деятельность подпольные группы. Это положило начало партизанскому движению в районе. В сентябре 1943 года была создана Ушачская (позже Полоцко-Лепельская) партизанская зона, где действовали 16 бригад, объединяющих 17 тысяч партизан. Весной 1944 года к границам партизанской зоны было стянуто более 60 тысяч немецких солдат. 11 апреля началась самая значительная за всю войну карательная операция фашистов. В течение 25 суток партизаны вели тяжелые бои, однако 4 мая каратели блокировали партизанские соединения на небольшой площади Матыринского леса. В ночь на 5 мая партизаны прорвали вражескую блокаду и вывели из окружения несколько десятков тысяч мирных жителей.

В каждом дворе — по окопу

Родная деревня Павла Кондратьевича Мамяки Галюги была сожжена в начале войны. Ему было 16 лет, когда он вслед за старшим братом ушел в лес.
— Из шестерых воевавших в нашей семье не вернулись с войны четверо: Виктор, Иван, Федор и муж сестры Александр Кирпиченок, — вспоминает Павел Кондратьевич. — Швагра Александра долгие годы считали пропавшим без вести, а он попал в плен и был в немецком лагере. Сейчас, когда списки погибших пленных опубликовали, племянница нашла имя своего отца. Мой первый бой был ранней весной 1943-го, мы получили задание разбить немецкий аэродром. Я никак не решался выстрелить. Пока мой командир взвода не закричал: если ты не выстрелишь — убьют тебя. Когда отряд выходил из окружения, Павла контузило. Он отстал от своих, а когда нашел партизан, его отправили домой лечиться.
Мать, увидев сына, горько заплакала — кожа да кости. Побежала топить баню. Уцелевший дом дядьки в деревне Лозы превратился в лазарет — вся комната была заполнена беженцами, больными тифом. Когда утром в деревню нагрянули фашисты, Павла спрятали среди больных. Так он уцелел, хотя и тиф подхватил.
В июне 1944-го на освобожденных землях вовсю пахали. Вернувшись из госпиталя, Павел Мамяка сразу стал бригадиром. В бригаде — женщины, дети и инвалиды. Лошадей не было,  но было непреодолимое желание пахать и сеять. В 1947-м двадцатилетнего Павла избирают председателем колхоза.
Он помнит, как появилась в Веркудах в 1955 году первая автомашина “ЗИС-55”. За эту технику колхозу надо было сдать 200 тонн картофеля.
Руководил колхозом “Советская Белоруссия” Павел Кондратьевич до 1977 года, пока здоровье не подвело. Он награжден орденами Трудового Красного Знамени, Октябрьской Революции, медалью “За доблестный труд”. А живут Мамяки все в том же доме, построенном своими руками 52 года назад.

И память сердца говорит

Семиклассник Ореховской средней школы Виталий Демидов — внештатный экскурсовод школьного музея. Музей в Ореховске замечательный, экспонаты собраны с любовью, представлены со знанием дела. В Ушачском районе знакомство с краеведением начинается еще с детского сада. Творческой группой воспитателей разработан познавательный курс “Ушачиведение”. Это ли не пример верного подхода к патриотическому воспитанию подрастающего поколения? Не случайно решением коллегии управления идеологической работы Витебского облисполкома район определен базовым по патриотическому воспитанию.

Быль о партизанской гармошке

Ушачский музей народной славы — это совсем не рядовой районный музей, а целое музейное подразделение, в которое входят и мемориал “Прорыв”, и дом-музей Василя Быкова в Бычках. Тридцать четыре года музеем руководит Николай Кирпич.
— У нас создана уникальная экспозиция, которая остается актуальной по сей день в трактовке исторических событий, — говорит Николай Николаевич.
Накануне приезда корреспондента “НГ” в Ушачи музей пополнился одним интересным экспонатом — партизанской трехрядкой. История у нее особая.
В деревне Старина стоял партизанский отряд “Мститель”, партизан Андрей Гребнев не разлучался со своей гармошкой. Но перед немецкой блокадой он оставил трехрядку в одном сельском доме. Сказал: выживу — вернусь и заберу. Но не вернулся. Так гармошка осталась в семье Кузьмы Марковича Кирпича. Сколько он на ней потом мелодий переиграл!
Однажды Кузьма Маркович услышал в радиопередаче “Помни имя свое” (проект, совместный с “Народнай газетой”), что жена и сын ищут без вести пропавшего рядового партизанского отряда “Мститель” бригады Данукалова Андрея Никитовича Гребнева, который взял с собой в партизанский отряд гармошку. Конечно же, Кузьма Кирпич сразу же откликнулся по названному в передаче адресу. Родные партизана приехали на Ушатчину почтить память героя. А гармошку решили передать в музей. Пусть хранится среди боевых партизанских реликвий.
Книга “Память: историко-документальная хроника Ушачского района” начинается словами народного поэта Беларуси Рыгора Бородулина, который написал о своей малой родине:

Не злічыш ні зор, ні азёр,
Імгненне папросіш спыніцца.
Нясуць свой бясконцы дазор
Бары, валатоўкі,
Крыніцы.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter