Вечером призналась мужу, что «у нас будут... дети»

НА ОДНОЙ из центральных улиц агрогородка Большая Турна Каменецкого района в прошлом году появился красивый двухэтажный особняк. Пока шла стройка, местные жители гадали: что за бизнесмен решил обосноваться на их земле? А когда узнали, что Беларусбанк строит детский дом семейного типа, успокоились. Только вот о том, кто поселится в нем, долгое время не знали даже строители. 29 июня 2011 года ключи от новостройки торжественно вручили СЕМЬЕ ЯКОВУК и их восьмерым детям. В коттедже уже было все необходимое: мебель, бытовая техника, посуда, телевизор и даже постельное белье. Обустраиваться новоселам помогал не только Беларусбанк. Местные власти выделили 24 миллиона рублей. Председатель Каменецкого райисполкома Андрей Писарик вручил компьютер, не оставили семью без внимания отдел образования, сельхозпредприятия района, предприниматели, предприятие «Беловежские сыры», где работает отец Дмитрий Анатольевич Яковук и старшая дочь Светлана...

Многодетная семья Яковук из каменецкого агрогородка Большая Турна всегда благодарит своих многочисленных «крестных».

НА ОДНОЙ из центральных улиц агрогородка Большая Турна Каменецкого района в прошлом году появился красивый двухэтажный особняк. Пока шла стройка, местные жители гадали: что за бизнесмен решил обосноваться на их земле? А когда узнали, что Беларусбанк строит детский дом семейного типа, успокоились. Только вот о том, кто поселится в нем, долгое время не знали даже строители. 29 июня 2011 года ключи от новостройки торжественно вручили СЕМЬЕ ЯКОВУК и их восьмерым детям. В коттедже уже было все необходимое: мебель, бытовая техника, посуда, телевизор и даже постельное белье. Обустраиваться новоселам помогал не только Беларусбанк. Местные власти выделили 24 миллиона рублей. Председатель Каменецкого райисполкома Андрей Писарик вручил компьютер, не оставили семью без внимания отдел образования, сельхозпредприятия района, предприниматели, предприятие «Беловежские сыры», где работает отец Дмитрий Анатольевич Яковук и старшая дочь Светлана...

ПРОШЛО полгода. За окном — молодой сад, припорошенный снегом, спят до весны поля на горизонте. А возле дома многодетной семьи и дорожки можно не чистить — протоптали их детские ножки. Значит, как и молодые саженцы, приживаются в новой семье дети Яковуков...

Как сегодня вспоминает Татьяна Анатольевна — хозяйка этого дома, накануне новоселья очень волновалась, устала, ведь не один день готовились всей семьей к переезду из соседнего Высокого в Большую Турну. Легла спать поздно, уснуть не могла, все думала и вспоминала о том, как всего лишь за восемь лет жизнь ее, словно речка, круто поменяла течение. Изменилось все: привычный домашний уклад, работа, прописка, а самое главное — их маленькая семья из трех человек превратилась в многодетную…

А началось все с разговора с семнадцатилетней дочерью Светланой.

— Что я, как былинка, одна да одна? У других братья-сестры, а вы на что меня обрекаете? Ты же, мама, росла — трое вас у бабушки было! — едва ли не со слезами выговаривала Света.

— Мы с мужем очень тогда расстроились. Ну чем плохо нашей дочке? Оба на хорошей работе, ей ни в чем нет отказа, живем душа в душу, а тут на тебе — «былинка». Мне уже 38 лет было. Вроде и не планировали других детей заводить…

Тем не менее просьбу дочери учли: через год в семье Яковуков родился Давид. Сколько счастья и радости принес он своим появлением! Подрос мальчонка и, как в свое время Светлана, стал днями в соседском доме пропадать, где подрастали трое его друзей. Неужели малышу внимания да игрушек своих не хватает? И снова Дмитрий подсказал ответ: «Ох, смотри, Татьяна, подрастет Давид, того и гляди упрекнет нас, что и он «былинка». В тот момент и решили на семейном совете взять из детского дома Давиду братика. Понимали — шаг, на который решились, серьезный и бесповоротный. Поэтому даже с родней особо не советовались, своих сомнений хватало...

– ПРИЕХАЛИ мы со Светой в Кобринский детдом. В группе детишки нас сразу окружили — кто игрушкой хвалится, кто о чем-то весело лепечет. Смотрю, а один малыш в уголке сидит и на нас — ноль внимания. Воспитательница шепнула, что зовут его Паша, ему 6 лет, но почти не разговаривает — недавно забрали из неблагополучной семьи, где жил в нечеловеческих условиях. Отец умер, а маму лишили родительских прав.

Подошла к нему Татьяна, хотела на руки взять, а мальчик отвернулся. Решили со Светой, что именно его и заберут домой. Только, вспоминает женщина, переживала очень. Боялась, что не сложится у них с мальчиком. Поэтому взяли Пашу сначала на лето. Изо дня в день и Татьяна, и Света занимались с ним, учили правильно слова и звуки произносить. К домашней обстановке тоже не сразу привык. Бывало, ночью зайдет к нему Татьяна одеяло поправить, а под подушкой краюха хлеба — все никак отъесться не мог. К Дмитрию сразу привязался — куда он, туда и Павлик.

1 сентября всей семьей торжественно проводили мальчика в школу. Тяжело давалась ему учеба. Переживали Татьяна с Дмитрием, что не справится, а он упорным оказался. Сегодня Паша уже в шестом классе, занимается музыкой — играет на баяне. А дома у отца первый помощник.

— Стала и я о маленькой помощнице мечтать, — улыбается Татьяна. — И вдруг сообщают из районного отдела опеки: в местной больнице двое деток — девочка полутора лет и ее братик двух с половиной. Сильно, говорят, запущены, спасать надо. Как же так, думалось, ведь мечтали только о девочке, да и не о такой маленькой… Проведать малышей в больнице уговорила меня Света. Как их увидела — сердце от боли зашлось. Личико у Таечки худенькое, щечки бледные, а у Сережки взгляд не ребенка, а взрослого человека, которому многое пришлось пережить.

Вечером призналась мужу, что «у нас будут... дети». Когда рассказала ему о нашей поездке, муж брови сурово вскинул и строго спросил: «Ты почему их сразу не забрала?»

Через полгода Таю и Сережу было не узнать — поправились, душой отогрелись. Татьяну мамой называть стали, а Дмитрия — папой.

Вскоре еще один звонок раздался из отдела опеки — четверо детей забрали из неблагополучной семьи. Старших отдадут в приют, а двухлетнюю Ульяну определят пока в больницу. Непутевую мать не могут лишить родительских прав. При той болезни, что у нее, закон запрещает это делать. Значит, маленькую девочку могут ей вернуть. Одним словом, появилась у Яковуков еще одна дочка — Ульяна.

После этого в отделе образования предложили Татьяне оформиться родителем-воспитателем — то есть стать мамой не только по призванию, но и по профессии. Тяжело было расставаться с любимой работой. Но женщина прекрасно понимала, что семью, где пятеро деток, трое из которых совсем маленькие, невозможно оставить без материнского присмотра. А вскоре Яковуки узнали, что в соседней деревне строится детский дом семейного типа. Получается, что они вполне могут претендовать на роль хозяев, но для этого надо... взять еще одного ребенка на воспитание. Тут Татьяна и Дмитрий вспомнили про братьев и сестричку Ульяны — шестилетнего Модеста, семилетнего Кирилла и девятилетнюю Галю. Рассудили, что в новом доме всем хватит места.

ТУТ и осень на порог. Стали родители думать, как ребят в садик и школу собрать.

— Тогда вся моя зарплата, зарплата мужа и старшей дочки, пособия на ребят и даже денежная помощь родственников ушли на обновки деткам. В августе пособие получила 380 тысяч на каждого, а школьная форма для старших стоила тогда 200 тысяч рублей, рубашка 50 тысяч, а ведь нужны и носочки, и ботиночки, портфели, карандаши-тетради… Спасибо нашим «крестным» из Беларусбанка, предприятию «Беловежские сыры», работникам отдела образования, общественным организациям и лично Валентине Быстрицкой. Что бы мы делали без их помощи, даже не представляю...

Только ребятишек на учебу отправили, а уже о теплых одежках да обуви заботиться надо. Ну никак не удавалось хоть копеечку про запас отложить.

На День матери пригласила меня Галя на выступление ее школьного хора. Смотрю, все девочки в нарядных платьях, а моя дочка в белой блузочке и темной юбке... Спрашиваю: «Галя, что ж ты молчала?» А она в ответ: «Мамочка, мне и так хорошо, не волнуйся». С ближайшей зарплаты поехали Гале обновки покупать — красивое платье, джинсы, кофточку...

По словам Татьяны, никто из ее детей никогда ни на что не жаловался, за все лишь благодарят. Ведь в прежних семьях их не баловали.

До 1 января 2012 года пособие на одного ребенка до шести лет составляло 465 тысяч рублей, а после шести — 495 тысяч. Татьяна оформлена родителем-воспитателем на полторы ставки, на производстве муж зарабатывает неплохо. Но разве можно четко спланировать семейный бюджет, когда кто-то из мальчишек порвет штаны, а новые стоят 180 тысяч рублей? Или заболеет ребенок — льгот приемным родителям на покупку лекарств и витаминов не предусмотрено. Хорошо, что с 1 января пособие на детей выросло практически вдвое, а значит, приемным родителям станет легче.

— Стараюсь готовить для детей вкусно, чтоб и овощи-фрукты были, йогурты. Любят они блинчики, но каждый день просят и «мяска». Я, — признается Татьяна, — с шести утра на ногах. Малышей в сад собираю, старших в школу. Хлопоты такие, как у всех мам: уборка, готовка, поход за продуктами в магазин. Бывает, что за утро приходится и в школу сбегать — не всегда уследишь, все ли школьники в портфели сложили, часто нахожу то забытый Пашей учебник, то тетрадь Давида. Сама за рулем маленького автомобиля «Ниссан микра», очень он нас выручает. Скажу по секрету, иногда туда помещаемся всей своей большой компанией... Мечтаем с мужем о большом авто, тогда бы наверняка всей семьей и путешествовать по Беларуси начали.

ПОВЕРЬТЕ, я так счастлива, что они все у меня есть! Нам с мужем, правда, бывает очень нелегко, но уже и не представляем, как бы жили без наших ребят. Не понимаю, почему другие люди не могут взять к себе деток на воспитание. Ведь дарить любовь — это так просто. Как-то Давид, глядя, как младшие играли во дворе, прошептал мне на ухо: «Знаешь, мама, а ведь приемных детей не бывает... Есть любимые ». А когда недавно зашла в комнату к Гале, чтобы перекрестить ее перед сном и пожелать спокойной ночи, она обняла меня за шею и сказала: «Мамочка, какое счастье, что ты нас нашла!»

Анна КОРЕНЕВСКАЯ, «БН»

Фото из семейного архива

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter