Вдохновленный гением Фуко

За свою  жизнь  Николай  Маглыш  сконструировал  более  десятка  оригинальных  механизмов  и  получил  16  патентов  на  изобретения

За свою  жизнь  Николай  Маглыш  сконструировал  более  десятка  оригинальных  механизмов  и  получил  16  патентов  на  изобретения

Найти дом Николая Яковлевича Маглыша в частной застройке Слуцка было делом несложным. Пару уточнений у прохожих – и я оказался на улице Петра Маглыша. Да-да, она названа именем его старшего брата, одного из организаторов патриотического подполья в городе, погибшего в 1943 году… 

Николай Яковлевич выкладывает передо мной папочку с деловой перепиской и 16 патентами на изобретения, выданными Национальным центром интеллектуальной собственности Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь. Вчитайтесь, какими! Пороховой кольцевой двигатель Маглыша, кольцевой двигатель вертолета, кольцевой карбюраторный двигатель Маглыша, соковыжималка беспрерывного действия без фильтрующей ткани… Все «по науке», с присутствием фамилии в названии некоторых изобретений. 

Патентуется, как известно, то, что не имеет аналога, —  новшество, открытие! Только в нашем случае и не имеющее, к сожалению, опытных образцов. Николай Яковлевич пытается самостоятельно довести кое-что до логического завершения, но не все одиночке по силам. Во дворе под навесом стоит уже почти готовая соковыжималка. Основные узлы помогли изготовить старые друзья-механики, инженеры. Но чтобы она заработала, еще много чего нужно. 

На предмет изготовления опытного образца соковыжималки в 70-е годы, например на Слуцком консервном заводе, в профильном областном объединении были исписаны десятки бумаг, назначались сроки, исполнители конкретных работ и т.д., но ее каркас, выполненный по  инициативе автора, до сих пор не попал в заводские условия. Стоит, пусть и не ржавеет, поскольку сварен из нержавеющей стали, у него во дворе. 

А взять, допустим, кольцевой двигатель. В домашних условиях его не выполнишь. В одном из писем из Института тепло- и массообмена НАН Беларуси, куда обращался Николай Маглыш, подтверждается, что  создание экспериментального стенда, основанного на патентах Маглыша, в принципе, представляется возможным. Только там затрудняются сказать, насколько это целесообразно и какие средства для этого нужны. 

А ведь еще  в 1948 году «чудачества» пытливого технаря могли воплотиться в жизнь. В упомянутой папочке я нашел копию письма из Управления по изобретениям и открытиям Госкомитета Совета Министров СССР по внедрению передовой техники в народное хозяйство. В нем управление ходатайствовало перед Минским политехническим институтом об оказании содействия изобретателю Маглышу в опытной проверке его модели (двигателя без кривошипного механизма) и «по  возможности использовать тов. Маглыша в качестве механика или на другой должности в лаборатории института». 

Ехать Николаю Яковлевичу никуда не пришлось. На его попечении было трое детей погибшей сестры Нади, его помощь нужна была маме – Екатерине Тимофеевне, позже появилась и своя семья. А техническим поиском он мог заниматься и в родном городе, работая механиком на промкомбинате, хлебозаводе, консервном заводе… 

Так и вышло впоследствии. Сохранилась, например, заметка из слуцкой районной газеты за 1956 год, в которой сообщалось, что главный механик промкомбината Маглыш сконструировал высокопроизводительный станок по изготовлению гонты – дощечки для устройства кровли. В сравнении с обычными гонторезками с помощью этого станка можно было сделать за смену в 10—12 раз больше! Изобретением заинтересовался Слуцкий лесхоз и вскоре заказал его у предприятия. 

Так было везде, где приходилось трудиться мастеру. На хлебозаводе он предложил  принципиально новую схему устройства тестоделителя, на швейной фабрике работал над фитильной смазкой челночных устройств швейных машин, чем заинтересовал выпускавший их Подольский завод, вынашивал идею раздвижного сверла, предлагал и оборудовал в своем доме водяное отопление без применения радиаторов. А еще был в его технической практике мотовоз для перевозки глины в карьере кирпичного завода, загрузчик контейнера бутылками, сокративший на пивзаводе время загрузки одного контейнера до 3—6 минут. Для Слуцкого лесхоза подрядчик Маглыш, как свидетельствует договор подряда, изготовил переносной землебур с рыхлителем на базе мотора бензопилы «Дружба». 

Диапазон полета инженерной мысли Николая Яковлевича, хотя он и не имеет соответствующего образования,  действительно поражает. Ее бы вовремя поддержать… 

Странно, сетует ветеран труда, что техническое творчество, моделирование теперь мало привлекает учащуюся молодежь, даже молодые инженерные кадры. Сам же Николай Маглыш к технике пристрастился с малых лет. Его отец Яков Дмитриевич работал в кузнице, и он вместе с братом Петром проводил время там. Первое «изобретение» сделали под давлением обстоятельств, чем немало удивили жителей своей деревни Варковичи под Слуцком. 

А дело обстояло так. Колхозный бригадир занес их мать на черную доску как не прополовшую участок свеклы. Мать, занятая хлопотами по дому, послала в поле ребят — надо же подсобить. А они – в кузницу. Быстро сконструировали сошку и, по очереди таская ее на себе, к вечеру справились с работой. 

С этой землепашеской разработки и начались технические поиски Николая. В 1939 году он, ученик 9-го класса,  направляет письмо в Академию наук БССР, в котором описывает схему прибора, который расценили как усовершенствование маятника Фуко, французского ученого, опытным путем доказавшего факт вращения Земли вокруг своей оси. И получил ответ академика Д.М. Рудина. Ученый пожелал парню успехов и обещал забрать в Академию наук. 

Только Николай уже видел себя летчиком. После 9-го класса через военкомат он подает документы в Серпуховское авиаучилище. Оказалось, с опозданием. И в 1940 году  его призывают в армию. В солдатский строй он тоже становится человеком известным. Хотя бы тем, что успел послать в Наркомат обороны письмо с описанием нового стрелкового оружия – автомата, который функционирует на глицерине и в котором пулям не нужны гильзы. С красноармейцем встречался даже  московский инспектор, предложил сделать макет… 

Война распорядилась и идеями, и судьбами их авторов по-своему. Бесспорно, некоторые предложения Маглыша, его представления о технических возможностях и тогда, и сегодня видятся максималистскими. Но вдохновленный гением Фуко, он всю жизнь стремится увидеть в природе движений, в сопряжении механизмов свой «максимум», в обычном пытается распознать необычное. Остается таким и сейчас, невзирая на годы, — пытливым, ищущим, небезразличным… 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter