Вчера, глядящее в завтра

В Беларуси яркие реликты минувших лет не только бережно сохраняют на государственном уровне, но и воссоздают руками неравнодушных граждан

В Беларуси яркие реликты минувших лет не только бережно сохраняют на государственном уровне, но и воссоздают руками неравнодушных граждан

Эксплуатация естественной ностальгии давно поставлена на промышленный поток. Известные советские бренды в названиях новой продовольственной продукции, всевозможные кафе “Политбюро”, здравница “СССР” на Черном море... Но есть и те, кто в ностальгических настроениях видят простор для бескорыстного и познавательного творчества и изыскательства. В результате всемирно известные советские гостиница и аэропорт находят “вторую жизнь” в городской квартире, а многочисленные артефакты зарождения и развития нового города — в районном музее. Корреспондент “НГ” встретился с людьми, скрупулезность, эрудиция и талант которых конвертируют воспоминания в искусство.

“Светлое будущее”

Если для киношных героев “Зигзага удачи” городское фотоателье стало котлом кипящих страстей вокруг лотерейного выигрыша одного из его сотрудников, то для миллионов реальных советских граждан его посещение было событием куда более приятным, нередко даже церемониальным. “Я жила в районном городке, где в конце пятидесятых было два частных фотографа, — вспоминает минчанка Алла Головатая. — Снимки были черно-белыми, но и они впечатляли. Фотографировались не только на документы, по желанию клиента фотоизображение на карточке сопровождалось виньетками типа “Люблю сердечно, дарю навечно”. Снимались, как правило, в связи с каким-либо событием, поэтому само посещение фотографа становилось событием”.

Совсем скоро вернуться в атмосферу того времени, увидеть громоздкую напольную фотокамеру и ее трехногих спутников — не менее громоздкие юпитеры — можно будет в белорусском городе энергетиков и химиков Светлогорске. Здесь воссоздается во всех деталях фотоателье начала шестидесятых годов. А также интерьер типичной квартиры того времени: со светло-ореховым округлым кухонным буфетом, телевизором “Рекорд” 1963 года выпуска, радиолой и даже “механическими калькуляторами” — арифмометрами. Временн?ая “точка отсчета” выбрана не случайно: история самого города берет начало с 1961 года.

“Целенаправленно воссоздавать дух советского времени мы начали лишь в прошлом году, — рассказала “НГ” главный хранитель фондов Светлогорского историко-краеведческого музея Татьяна Климович. — Тогда в Гродно проходил Первый национальный форум “Музеи Беларуси”, на котором наше учреждение было представлено в виде оригинального павильона “Мой адрес — Советский Союз”. Успех у публики был столь велик, что подтолкнул нас к идее создания постоянной экспозиции.

Путевка в молодость

Краеведческих экспозиций в нашей стране много, со своими научными, познавательными и воспитательными задачами все они справляются. Но светлогорский музей в этом ряду занимает особое место. Распахнув свои двери в 1978-м и первый год работая исключительно на общественных началах, он не только сформировал богатую — более 11 тысяч предметов — экспозицию и наработал опыт ее формирования, но и доказал наличие искреннего интереса у населения к истории.

“Мы сохранили оригинальный рабочий стол первого директора Василевичской ГРЭС — нынешней Светлогорской ТЭЦ”, — с гордостью показывает реликвию Татьяна Климович. На потемневшем от времени незатейливом столе — массивные черные телефонные аппараты полувековой давности, подлинные письменный набор, записные книжки и справочники. Рядом размещен уникальный объемный макет ГРЭС с ее цехами, миниатюрными опорами электропередачи, густой сетью проводов и даже площадкой с торфом — в первые годы электростанция работала именно на этом перспективном и сугубо местном виде топлива. Однако наибольшее очарование и “аромат” времени главный хранитель фондов видит в больших и слегка пожелтевших фотоснимках начала шестидесятых годов. На них первые новоселы нового города толпятся у подъездов новенькой хрущевки — удивительно точно схваченный фотографом настрой времени.

Пока советская экспозиция находится в стадии формирования, многие экспонаты хранятся в фондах музея. Но это временная недоступность: администрация учреждения делает все возможное, чтобы ускорить открытие “оазиса ностальгии” в Светлогорске, где будущие посетители смогут увидеть многокилограммовый юбилейный знак ЦК КПСС светлогорским буровикам и удостоверения работников Гомельского обкома, Светлогорских райкома и горкома партии, знаменитые красочно оформленные путевки комсомола на всесоюзные стройки. А также крайне редкий экспонат — огромный фолиант “Иосиф Виссарионович Сталин”, изданный в 1949 году к семидесятилетию “вождя всех народов”. Семью годами позже ХХ съезд партии разоблачит культ личности, и эти книги, как и именной “сталинский” том Большой Советской Энциклопедии, будут повсеместно изыматься и идти под нож. Тем выше историческая ценность сохранившихся экземпляров.

“Интерес и к нашему музею в целом, и к его советской экспозиции в частности постоянно растет, что вполне естественно: большое видится на расстоянии, — говорит Татьяна Климович. — Пользуясь случаем, хотела бы обратиться через “Народную газету” к жителям Светлогорского района: при наличии желания и знаковых раритетов пополняйте нашу экспозицию”.

“Россия” — в Беларуси, “Шереметьево” — в Минске

Есть в Беларуси и уникальные реликты советского прошлого, сделанные непосредственно руками наших читателей. Семь лет назад канул в вечность один из символов СССР — московская гостиница “Россия”, стоявшая у стен Кремля и попавшая за свои размеры в Книгу рекордов Гиннесса: в ее номерах могло одновременно разместиться население двух таких городов, как белорусское Коссово. Однако минчанин Артур Одинец легендарный отель воссоздал. У себя в квартире, в масштабе 1 к 280. Помимо самой гостиницы занимающий полтора квадратных метра макет содержит церкви древнего Зарядья, с которыми все четыре десятилетия своей короткой жизни соседствовал отель.

“Конечно, в данном случае сыграла роль скорее личная ностальгия: мне в “России” посчастливилось не раз проживать, — рассказал минский мастер “Народной газете”. — Но гостиница в самом деле была необычной: четыре входа, пять или шесть ресторанов, восемь километров коридоров, двадцать буфетов, более сотни лифтов, тысячи номеров, 73 тысячи светильников, киноконцертный зал. Именно здесь повстречались лже-эндокринологи Мимино и Хачикян, а сколько известных белорусов — академиков, писателей, артистов, не говоря уже о партийной элите — жили в ее номерах! Наверное, громоздкая “Россия” в самом деле не очень вписывалась в исторический центр Москвы. Но варварский ее снос и существующий с тех пор безобразный котлован в центре города вообще не вписываются ни в какие ворота. “России” нет в Москве, но она есть в Минске”.

Над этим макетом “архитектор” работал полтора года. По окончании строительства у Артура Одинца возникла новая идея: сделать для пылившихся в серванте моделей самолетов соизмеримый им по масштабу аэропорт. “Изначально собирался делать “подкову” нашего Национального аэропорта, — говорит он. — Но тут услышал, что собираются сносить знаменитую “рюмку” — характерный и узнаваемый посадочный павильон московского Шереметьево.

Сегодня фрагмент аэродрома с “рюмкой” и примыкающим к ней аэровокзалом занимает добрую половину лоджии минского “воссоздателя эпохи”. “Супруга ворчала, узнав, что в доме больше нет новогодней гирлянды, — смеется Артур. — Но когда увидела макет в вечерней подсветке, тут же простила. Ныне он — главный сюрприз для гостей нашего дома”. И яркое во всех смыслах подтверждение того, насколько бережно относятся на белорусской земле к своему прошлому. Даже если его символы находятся за ее пределами — там, где их уже почти не ценят.

 Кластер на родине Ленина

К 2022 году — столетию Советского Союза — в российском Ульяновске намерены создать туристический кластер “Музей СССР”. Он предполагает создание уникального комплекса, в который войдут музеи политической и экономической истории, советской армии, советской моды и дизайна и многое другое. “Это попытка соединения общественной, научной, музейной и коммерческой составляющей”, — поясняет заместитель директора Института российской истории РАН Сергей Журавлев. Предполагается, что число туристов, посещающих кластер, достигнет миллиона человек в год.

Ирина ЗАЯЦ, директор Светлогорского историко-краеведческого музея:

— Экспозиция музея разделена на две части. В первой части широко представлены природа Беларуси, археология, этнография, история, Великая Отечественная война, информация о воинах-интернационалистах и других наших прославленных земляках. Во второй части — сведения о первых строителях города, наши градообразующие предприятия. Советская экспозиция органично дополнит вторую часть, предметно и детально воссоздав быт первых жителей Светлогорска, неотделимый от быта всей Беларуси начала шестидесятых.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter