Вчера был по три, сегодня – по пять…

Спекулятивный курс «убивает» производителей сигарет, вина и сока

Спекулятивный межбанковский курс доллара обогащает экспортеров, но «убивает» некоторые импортозамещающие производства

Белорусский рубль, точно беговая лошадь, застыл перед стартовой чертой: 8-процентным коридором, в рамках которого ему было уготовано болтаться согласно прогнозу. Его «двойник» на межбанковском рынке оторвался на несколько корпусов вперед.

В минувшую пятницу за «бакс» требовали более 5 тысяч родных «белочек». Экспортеры потирают руки: таких дивидендов от заграничных поставок давненько не видали. Импортеры «благородно» переписали ценники, увеличив старые в 1,5—2 раза, заложив в них и новые курсовые реалии, и свои риски, и даже чуточку возросшего аппетита. А предприятия, выпускающие импортозамещающую продукцию, с трудом раздвигают «ласты», чтобы их не склеить. Сколько лет на табачном, соковом, винном рынках в стране боролись за развитие собственного производства в целях экономии валюты. И именно эти заводы поставлены нынче на тонкую грань выживания.

Жалко, лето, а то впору сказать: «бросай курить, вставай на лыжи…» Отечественная табачная отрасль переживает жестокий дефицит сырья. А точнее — валюты для его приобретения. Как известно, эта культура в Беларуси не произрастает и не культивируется. Поэтому приходится ее приобретать у зарубежных поставщиков. Ради приличия им предложили брать белорусские рубли, но, увы, зарубежные профильные трейдеры предпочитают доллары и евро. Именно их отрасли и не хватает. Есть возможность выкрутиться, придумать хитрые схемы поставок. Но эта временная мера потом способна долго отыгрываться на экономике табачных предприятий.

Рынок табака достаточно своеобразен: несколько трейдеров мирового масштаба скупают до 70 % мирового урожая листьев. Самое лучшее сырье потом поставляют своим постоянным партнерам, остальное реализуется через посредников. Так вот, за последние несколько лет кропотливой работы ОАО «Гродненская табачная фабрика «Неман» удалось выйти на прямые поставки и за счет исключения лишних звеньев цепи ежегодно экономить миллиарды рублей. Но для такой логистики поставок необходима валюта. А получить ее табачной отрасли крайне проблематично. Естественно, сигареты не являются товаром первой необходимости, поэтому в «табели о рангах» на покупку долларов и евро на бирже табачники стоят в хвосте нуждающихся. Конечно, на рынке существуют посредники, которые готовы предложить разные варианты, в том числе бартерные. Но это приводит к необоснованным потерям. Кстати, когда-то такие схемы поставок процветали на фабрике.

В начале 2000-х у фабрики почти не было собственных оборотных средств, поэтому сырье приобреталось по бартеру у различных посредников. Фактически они беззастенчиво грабили предприятие. Только волевым решением удалось отказаться от таких поставок, немало сил ушло на то, чтобы выстроить отношения с иностранными партнерами, наладить работу на взаимовыгодных условиях, с отсрочками платежей, другими преференциями для фабрики.

Нынче выстроенная с таким трудом система начинает трещать. Приобретать валюту по межбанковскому курсу означает для табачников отрицательную рентабельность. Ведь цены на их продукцию регулируются Министерством экономики. Да и продукция эта подакцизная, в ценообразовании много нюансов, и двигать цифры в разные стороны нельзя. Конечно, в этой ситуации можно сделать ход конем и начать на предприятии плановые ремонтные работы: они по регламенту проводятся ежегодно. Но после повышенного спроса на сигареты в течение всего 2010-го и первых двух месяцев 2011 года склады пусты. Традиционная плановая остановка фабрики вызовет дефицит на потребительском рынке.

Не лучшие времена переживают и производители соков. Большая часть номенклатуры белорусских «витаминов в пакетах» производится из концентрированных соков, которые вместе с упаковкой поставляются из-за рубежа. В итоге импортная составляющая в себестоимости этой продукции достигает 30—50 %. Как отметил руководитель одного из профильных белорусских предприятий, сейчас «съедают» запасы сырья. Но его хватит еще на 1—2 недели. Дальше можно останавливать работу и отправлять людей в отпуск.

Аналогичная ситуация складывается и у отечественных виноделов: закупка виноградных виноматериалов требует валюты. А где ее взять? Например, Минский завод виноградных вин ведет в этом отношении плодотворный поиск вариантов. Благо лидер винодельческой отрасли уже 10 лет работает с одним и тем же молдавским поставщиком. Тот идет навстречу, присматривает белорусские товары. Например, отечественные трактора. Правда, в Молдове у МТЗ есть свой дилер, и такие поставки могут не укладываться в дистрибьюторскую систему белорусского машиностроительного предприятия. Но у МЗВВ хотя бы существуют варианты. У большинства остальных их коллег по цеху дела обстоят несколько хуже.

Правительство с Нацбанком терапевтическими инъекциями пытаются оживить валютный рынок. Но в сознание он пока не пришел. Надежды на сделки на межбанковском рынке умерли в первые же дни: цена доллара в 5000 белорусских рублей — верная смерть для производственников. Дополнительная сессия также оказалась не панацеей. Ситуация «зарулила» в тот тупик, когда все счастливые владельцы валюты «зажали» ее в руках и согласны отдавать только по заоблачному курсу. Как по секрету рассказали на одном из молочных предприятий, американскую валюту на межбанке они с удовольствием продают за 4800. И сдвинуть продавцов со спекулятивной позиции можно только административным ресурсом или валютной интервенцией. Но отсутствует источник ее проведения.

Конечно, некоторая либерализация сдвигает проблему с мертвой точки. Но очень микроскопическими шажками. Так что вспоминается анекдот про кур, которые подохли, а у руководителей еще осталось много светлых идей по их выращиванию. Кстати, в первую очередь эта проблема касается импортозамещающих предприятий. А то получается парадокс: в эти проекты долго и упорно инвестировали, чтобы экономить валюту, но потом ради экономии же долларов они и рискуют погибнуть, освободив место для чистого импорта, без всякой белорусской добавленной стоимости.  

------------------------------------------

Импортеры в шоколаде

Всегда защищал импортные товары, считая: их присутствие на рынке заставляет шевелиться местного производителя. Но сейчас хочется некоторые «замечательные» компании попросить переместиться за границу, откуда и пришли. Обнаглели вконец, вместе со своей дистрибьюторской сетью. В торговые центры не хожу принципиально: нет сил слушать фарисейские вздохи так называемых предпринимателей, которые начали нагло переписывать ценники на своих товарах, беззастенчиво прибавляя, как минимум, 60 %. Да при этом смахивают слезу: кто же купит, но что делать — валюта подорожала.

Но не надо свою жадность прикрывать кризисом: обыватель поверит, но каждый экономист знает: в розничной цене импортного товара доля валютной составляющей не так уж и велика. Фактически необходимость в долларах или евро для поставки иностранного товара определяется ценой завода-изготовителя плюс транспортные расходы по доставке его до белорусской границы. А дальше начинается рублевая зона. Таможенные платежи (исчисляются по курсу Нацбанка), расходы на хранение, перевозку, наценки оптовиков, розницы — все измеряется и оплачивается в национальной валюте. Вспомните, как стонали импортеры, когда Минэкономики ограничило их притязания на прибыль 30 % в оптовом и 30 % в розничном звене. Митинговали тогда здорово: мол, мало. Получается, что в цене товара для потребителей минимум 60 % ее к доллару или евро не имеют никакого отношения. Поэтому тупо повышать стоимость импорта для белорусов на 100 % (и такие случаи бывают) — явное хамство по отношению к нам, потребителям. Это простое желание заработать на ажиотажном спросе. Исходя из честного ценообразования, подорожание доллара на межбанке на 60 % компенсируется повышением розничной цены максимум на 25—30 %.

Руководство Министерства экономики всегда заявляло: вместе с либерализацией у ведомства имеются рычаги осадить необоснованное повышение цен. Не пришло ли время проявить это мастерство?!

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter