Как сфера хлебопродуктов Беларуси получила второе дыхание?

Василий Седин: Сегодня белорусский хлеб ценят и на мировом рынке

В Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Василий Седин проработал 11 лет. 8 из них — в должности заместителя министра — директора Департамента по хлебопродуктам. За этот период сфера переработки зерна кардинально преобразилась, показав экономический рост. 2005—2012 годы в истории отрасли ознаменованы модернизацией и реконструкцией. За это время в глобальное обновление вложено около миллиарда долларов. Какие еще преференции получили предприятия хлебопродуктов и в чем выразился финансовый эффект от реновации? Об этом корреспонденту «СГ» рассказал Василий СЕДИН.


— Василий Алексеевич, департамент, которым вы руководили, стал правопреемником некогда упраздненного Министерства хлебопродуктов, существовавшего с 1990 года. Зона ответственности колоссальная. Хлебопродукты — это зернопереработка, мукомольная, макаронная, кондитерская, хлебопекарная, комбикормовая и крупяная промышленности. Какие задачи в 2005-м стали для вашего подразделения первоочередными?

— Основная цель департамента — проведение государственной политики в области развития организаций хлебопродуктов, обеспечение населения страны качественными продуктами в полном объеме. Все это достигнуто благодаря развитию сельхозпроизводства, созданию сырьевых зон, внедрению новейших технологий, снижению энергоемкости производства, конкурентоспособности производимой продукции. Мы должны были не только обеспечить продовольственную безопасность страны, а и уменьшить импорт, нарастить экспорт. 

Уже сейчас, спустя время, могу сказать, что с этими сложными и ответственными задачами мы справились. Судите сами: по итогам 2012 года все организации хлебопродуктов сработали прибыльно, получив 624 миллиарда рублей чистой прибыли (в деньгах того времени), а в 2004-м 24 предприятия были убыточными.

Тогда мы столкнулись с главной проблемой: оборудование, которое было установлено на КХП и хлебозаводах, морально устарело. Износ активной части основных средств организаций нашей сферы составил 75 процентов. В 2012 году этот показатель снизился до 40 процентов.

— За какое направление взялись незамедлительно?

— За зернопереработку. В ней, скажем мягко, были большие пробелы. Недостаток сушильного оборудования, элементарная нехватка емкостей для хранения зерна приводили к тому, что в КХП часто возникали очереди по приему зерна. А в горячую пору страды, сами понимаете, это непозволительно. Бывали даже такие случаи, когда машины с зерном по несколько часов стояли в ожидании выгрузки. Для решения этой проблемы за 2005—2012 годы введено 88 зерноочистительно-сушильных комплексов, дополнительно построены металлические емкости для хранения 150 тысяч тонн зерна, а также созданы пункты его приема. Практически вдвое увеличены мощности по сушке зерна, они составляли 100 тысяч тонн в сутки.

Параллельно включились в работу по обновлению переработки. На многих предприятиях были устаревшие мельничные комплексы, которые давали очень низкий выход муки. С 2005 года началась реконструкция 9 мельниц на предприятиях хлебопродуктов в Витебске, Барановичах, Борисове, Молодечно, Скиделе, Бресте, Минске, Слуцке, Гомеле. В результате технического перевооружения на этих предприятиях почти вдвое — до 50 процентов — увеличился выход муки высшего сорта. Пошла совсем другая экономика, ведь одно дело — продавать отруби, муку низких сортов, другое — продукт высокого качества. К тому же за счет увеличения общего выхода муки произошла экономия продовольственного зерна — до 12 тысяч тонн в год. Соответственно, резко сократился импорт. Если в 2005 году мы покупали из-за рубежа 163,4 тысячи тонн пшеницы, то в 2014-м импортировали ее всего 4 тысячи тонн, причем это пшеница с высоким содержанием клейковины и стекловидности. К тому времени во многих хозяйствах республики начали производить пшеницу высокого качества и в больших объемах.

Негорельский комбинат хлебопродуктов.

Коренные изменения произошли и в производстве муки. Если в 2006 году мы импортировали 61 тысячу тонн, то в 2013-м — 5 тысяч тонн.

Параллельно взялись и за крупяную промышленность. С 2005 года реконструировали ряд объектов. Гречезавод в филиале «Гомельский КХП», который увеличил мощности производства с 15 до 25 тысяч тонн крупы в год. Провели техническое перевооружение в филиале «Новобелицкий КХП», где начали заниматься горохом и овсяными хлопьями быстрого приготовления. Реконструировали крупоцех по производству крупы овсяной и хлопьев быстрого приготовления в ОАО «Бобруйский хлебокомбинат». Построили крупоцех по выработке пшена в ОАО «Брестхлебопродукт», установили оборудование для производства кукурузной крупы в ОАО «Оршанский КХП».

В итоге изготовление крупяной продукции в 2012 году достигло 72,3 тысячи тонн (рост — в 2,5 раза к уровню 2005-го), в том числе импортозамещающей — 29,6 тысячи тонн, что в 2 раза больше, чем в 2005-м. Загрузка мощностей предприятий выросла с 26 до 70 процентов.

— Василий Алексеевич, кстати, все мы помним историю с дефицитом гречки в 2010-м. Как тогда удалось переломить ситуацию?

— Тогда действительно выдался тяжелый год, и нам не хватало гречки. Меня с министром торговли постоянно вызывали «на ковер» к тогдашнему Премьер-министру Сергею Сидорскому. Ажиотаж вокруг этой темы разгорелся нешуточный. Но мы сумели взять ситуацию под контроль. Часть гречки тогда закупили, упорядочили поставки, а на следующий год засеяли ею больше площадей. В итоге получили намного больше сырья и уже в следующем сезоне обеспечили рынок своей гречкой.

— Какие проблемы существовали в хлебопекарном и кондитерском деле? Ведь некогда об экспорте белорусского хлеба и сладостей и речи быть не могло, а сейчас нашу продукцию можно найти даже на прилавках магазинов Нью-Йорка…

— В хлебопекарной промышленности опять же столкнулись с проблемой, набившей оскомину: крайне устаревшее оборудование. За 2005—2012 годы произведена реконструкция 7 хлебозаводов, большинство кондитерских цехов были приведены в соответствие с Международной системой управления качеством. Установлено 42 комплекса механизированных линий и 19 единиц технологического оборудования по производству импортозамещающей продукции. Это позволило увеличить ее производство в 4 раза.

Мы заменили 248 хлебопекарных печей (это около 70 процентов) на новые — чешские, итальянские, немецкие, в которых использованы энергосберегающие технологии. Если бы мы тогда этого не сделали, то сегодня наши производители не смогли бы конкурировать, в том числе и на мировом рынке, где ценят белорусский хлеб. 

То же самое произошло и в кондитерской промышленности. Удельный вес производства мучных кондитерских изделий по республике хлебопекарными организациями Минсельхозпрода в общем объеме вырос в 2005 году с 12 до 27 процентов. Поставлено на экспорт хлебобулочных и кондитерских изделий 6,9 тысячи тонн продукции на сумму 8,9 миллиона долларов. Это рывок, особенно учитывая, что в 2005-м поставки на экспорт вообще не осуществлялись. А в стране была создана целая сеть фирменной торговли, которая на то время насчитывала 337 магазинов.

— С точки зрения хозяйки, замечу, что у нас стали выпускать и макароны достойного качества. Иногда даже, не задумываюсь, беру спагетти не итальянские, а отечественные.

— Прорыва достигли и в макаронной промышленности, причем практически с нуля. Первым делом реконструировали филиал «Боримак» УП «Борисовский КХП», установив там две линии короткорезанных макаронных изделий итальянской фирмы. По тому же пути позже пошли предприятия в Минске и Лиде, только с установкой швейцарских линий «Бюлер»… Оборудование, на котором они работают, позволяет за счет технологий получать высококачественные макароны группы «Б». Производство макарон в целом выросло в 3,5 раза — с 12 тысяч тонн в 2006 году до 41 тысячи тонн в 2012-м.

За счет строительства новых и реконструкции старых комбикормовых заводов возросли объемы производства комбикормов и улучшился их качественный состав. Мы стали больше производить гранулированных комбикормов, стартерных и предстартерных.

В 2005 году наши предприятия изготавливали 1564 тысячи тонн комбикормов. Через 8 лет эти цифры были уже на уровне 2861 тысячи тонн. В 3 раза увеличили объемы производства премиксов. Мы старались удешевить комбикорм за счет сокращения импорта шротов и увеличения собственного производства с использованием отечественного белкового сырья. За этот период в 13 организациях хлебопродуктов введены линии по переработке масличных культур, мощности которых составили 248 тысяч тонн в год, до этого таких линий на наших предприятиях не было. На 19 предприятиях модернизированы линии гранулирования, введены в строй новые цеха. В итоге мы нарастили мощности по производству комбикормов до 4,2 миллиона тонн в год, в том числе гранулированных — до 2,7 миллиона тонн в год.

Одновременно происходила структурная перестройка организаций хлебопродуктов за счет формирования кооперативно-интеграционных структур. Всего их с участием комбинатов хлебопродуктов, комбикормовых заводов на то время создано 24. Поголовье свиней составляло 884 тысячи, или 26,7 процента от поголовья республики, КРС — 118 тысяч, птицы — 3,3 миллиона голов. Это позволило более эффективно распоряжаться ресурсами, создав производство полного цикла — от получения, переработки и реализации продукции конечному потребителю.

— Что же стало залогом положительной динамики для предприятий хлебопродуктов в целом?

— Переломным этапом на всем отрезке обновления, убежден, стал 2006 год. Именно тогда, 18 мая, Президент подписал Указ № 329 «О реструктуризации задолженности организаций хлебопродуктов по возврату в республиканский бюджет бюджетных ссуд, бюджетных займов». Мы долго работали над тем, чтобы этот документ был принят, ведь он во многом, с точки зрения экономики, помог нашим предприятиям развиться. Одна из преференций — выделение льготных кредитов на покупку зерна с гарантией Минфина. Действовали и иные документы, которые давали организациям хлебопродуктов определенные финансовые послабления. Нам ничего не оставалось, кроме как работать засучив рукава.

Все это достигнуто благодаря труду людей, которые добросовестно работали в системе хлебопродуктов. За этот период произошло увеличение численности сотрудников отрасли с 29 тысяч в 2005-м до 44 тысяч в 2012-м. Конечно, все достижения были бы невозможны без правильного подбора и расстановки кадров. Нам повезло с целой плеядой талантливых управленцев. В числе успешных ныне действующих и бывших руководителей Михаил Козека (Береза), Наталья Манько (Барановичи), Федор Хворик (Скидель), Виктор Аскерко (Борисов), Наталья Подлесных («Могилевхлебпром»), Наталья Веремеева («Гомельхлебпром») и Михаил Рог («Витебскхлебпром»). С этими и многими другими аграриями высочайшего класса мы достигли того, что отрасль хлебопродуктов обрела новое, современное лицо.

— Спасибо, Василий Алексеевич, за откровенный и деловой разговор!

uskova@sb.by

Фото Сергея ЛОЗЮКА и БЕЛТА
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter