Радиоведущая Татьяна Сулимова отвечает на часто задаваемые вопросы слушателей и читателей

Ваша Т.С.

Татьяна Сулимова — обладательница одного из самых узнаваемых голосов в отечественном радийном пространстве и настоящая звезда разговорного жанра. А еще писатель, журналист и колумнист «СБ», чьи ироничные мысли о мужчинах и женщинах и обо всем, что их окружает, зоркий читательский глаз выхватывает каждую пятницу в свеженьком, еще пахнущем типографской краской газетном номере. Для тех же, кому мало Сулимовой и ее жизненных историй в виде печатных колонок, есть прекрасная новость: с ноября Татьяна заражает своим жизнелюбием и оптимизмом еще и слушателей «Альфа Радио». Ее новая программа «Послушайте что!» — это короткий трехминутный аудиоблог, в котором ведущая делится грустными и смешными, тонкими и очень правдивыми историями о нашей с вами жизни.

Фото  Александра  Кушнера.

Как научиться писать так, как думается? Где искать темы для зарисовок? Откуда взялась «женщина с монологами» и ждать ли продолжения Таниной книги? Корреспонденты «СБ», пошуршав в редакционной почте, собрали самые часто задаваемые вопросы слушателей и читателей и пригласили ведущую к разговору.

1. Как у вас получается в обыденных, казалось бы, вещах и ситуациях находить темы для колонок и радиопрограмм?

— По этому поводу однажды очень точно пошутил мой муж. Мы сидели с ним в ресторане, за соседним столиком произошел какой–то забавный случай, и муж словно бы мимоходом заметил: «Вот люди просто поговорили, а Татьяна Сулимова уже написала колонку». Мои тексты, как для газеты, так и для радио, предельно просты, они о тех мыслях, которые возникают в голове каждого человека. Вот стоит он, например, в автомобильной пробке, и мысли в голове летают, крутятся, жужжат. Обо всем на свете: быте, семье, искусстве, смысле жизни... А я просто научилась выхватывать эти мысли–ниточки и вязать из них изделия — колонки и радиоблоги. Если к обычному человеку мысль пришла и тут же улетела, то для меня этот вихрь — ценные 4 тысячи знаков. Готовая колонка в газету.

Мне вообще кажется, что в каждом человеке, который занимается творчеством, сидит внутренний художник, который не просто смотрит, например, на дерево, а видит и понимает, что с этим деревом можно сделать. Так и в моем случае: человек, бывает, что–то сказал, даже сам того не понял, а для меня это уже целая тема. Когда я училась в театрально–художественном институте, наш педагог говорил: «Это обычный человек просто едет в метро. А актер едет и наблюдает». Вот один пассажир скорчил гримасу, другой смешно чихнул, а у третьего забавная манера общения. То есть у каждого есть сфера интересов, где он становится более внимательным. Моя сфера интересов — люди, жизнь во всех ее проявлениях. Я знаю, например, одного детского тренера, который летом всегда смотрит на ноги мальчиков и, когда видит, что они «футбольные», подходит к родителям и предлагает привести ребенка в секцию.

2. Часто герои ваших текстов — близкие и знакомые люди: муж, дети, подруги. Не обижаются, что вся их жизнь как напоказ?

— На самом деле все мои герои — это «коктейль» из двух–трех человек, от каждого я беру совсем по чуть–чуть. В чистом виде читателям и слушателям никого не показываю. Да и с чего бы обижаться моим героям? Я же не иронизирую и не говорю о них плохо. Сама уже давно научилась по–доброму и со смехом относиться к себе, своим собственным недостаткам и недостаткам других. Все минусы пытаюсь вывести на плюсы. Обнаружив в человеке какой–то забавный недостаток, я понимаю, что это просто обратная сторона достоинства. И перевожу этот минус в плюс: вот было плохо, а стало просто замечательно.

3. В процентном соотношении: сколько правды, а сколько вымысла в ваших историях?

— Все правда. Только иногда, как я уже сказала, приходится замешивать события из жизни разных людей. Просто потому, что у меня нет возможности в одной колонке или в одном радиоблоге писать сначала об одном человеке, потом перескакивать на жизнь другого, а затем вставлять историю третьего. Поэтому приходится выдавать слушателям и читателям такой концентрат, который сразу задел бы и впечатлил. Придумывать не приходится еще и потому, что наша жизнь на самом деле ярче и богаче любого вымысла и фантазии. Недавно, например, узнала историю одной девушки, у которой буквально каждый день — новая серия мексиканского сериала. Как так бывает, понятия не имею. Но человек действительно живет и с ним все это происходит.

Открою еще секрет: все мои колонки пишутся... в бассейне. Я плаваю 45 минут. За это время успеваю преодолеть расстояние в полтора километра — и параллельно «пишу» в голове свою колонку. Конечно, пока доезжаю до дома, что–то теряется, но костяк остается. Поэтому дома мне остается просто сесть за компьютер и записать то, что в голове еще осталось. Опираюсь на реальную историю — и через час–полтора зарисовка для радио или газеты готова.

4. Вы пишете сразу для двух изданий — «СБ. Беларусь сегодня» и «Народной газеты», ведете две программы на «Альфа Радио». Как все и везде успеваете?

— Как говорил Козьма Прутков: «Если у тебя есть фонтан — заткни его; дай отдохнуть и фонтану». Так вот в моем случае заткнуть этот фонтан просто невозможно. Я из тех самых женщин, которых постоянно обуревают идеи и мысли. Моя первая колонка вышла в «СБ» в 2000 году, 18 лет назад. С тех пор их написание уже стало привычкой, частью меня. И когда появилась возможность делать еще и радиоколонку «Послушайте что!», я не смогла устоять. Смеюсь, что, по сути, моя программа — это монолог женщины, которая не может молчать.

У Киры Муратовой есть фильм «Увлеченья». Там героиня Ренаты Литвиновой все время ходит и что–то рассказывает. И мне очень нравится этот образ женщины с монологами. Только у Литвиновой она более томная, а у меня активная, городская.

5. Чтобы писать колонки о жизни, нужно обладать великим литературным талантом?

— Совсем нет. Нужно просто видеть, замечать, подмечать. И писать так, как думается. Ко мне часто подходят женщины, знакомые и не очень, и говорят: «Ой, ты так хорошо сказала/написала, вот прямо мои мысли выразила». Я сейчас хожу на курсы медитации, где нам говорят, что нужно уметь освободиться от мыслей и научиться их осознавать. А меня осознавать свои мысли научила многолетняя практика написания колонок в газету. Некоторые мысли со временем захотелось развить, так я стала блогером и автором собственной книги «Послушайте что!».

Фото  Виталия  Пивоварчика.

6. А продолжение будет?

— Я, конечно, очень хотела бы собрать вторую книгу. Даже название придумала — «А вот еще что!». Это такие человеколюбивые сказки. Истории обычных людей, которые попали в странные, порой абсурдные ситуации. Например, одна героиня 1 января перестала отражаться в зеркале. Или есть у меня, скажем, история о мужчине, который искал свою принцессу. И рассказ о девушке, которая однажды на работе упала в обморок, а очнулась в комнате, где все нарисовано: море, пляж, пальмы. Вышла она в коридор, и там тоже множество комнат: лес, горы, океан. Заходила в каждую — и везде все нарисованное, ненастоящее. И девушка поняла, что вся ее жизнь — бег по этим самым кабинетам, но возможность прожить жизнь так, чтобы все стало настоящим, еще не упущена... У всех моих сказок счастливый конец. Просто потому что хочется, чтобы люди в них узнавали себя и понимали, что из любой такой ситуации легко найти выход. Нужно просто посмотреть на нее по–иному, под другим углом. И тогда уже, осмыслив прошлое, начать жить по–настоящему.

leonovich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter