Варвара и все-все-все

ОБЛАДАТЕЛЬНИЦА двух медалей чемпионата Европы Илона Усович в легкоатлетический манеж пробралась тайком. В этот момент ее дочь штурмовала барьерную дистанцию в числе других участниц финала проекта «300 талантов для Королевы», и родителям за этими сражениями разрешалось наблюдать только с балкона. В противном случае эмоции могли запросто взять верх над здравым смыслом и спортивным принципом.


В ШУМНОЙ толпе собравшихся из всех уголков страны детишек психологическая поддержка ценнее любого допинга, и если в прыжках на скакалке маленькая Варвара заняла место в третьей десятке, то уж в профильном для Илоны Усович спринте отыгралась сполна. Что неудивительно: детский сад девочке заменил легкоатлетический манеж, семья спортивная, и мама ни минуты не сомневалась, что дочка выберет атлетику и понемногу подталкивала ее на дорожку. Утверждает, сама в ее возрасте так не бегала. Впрочем, таких возможностей на старте карьеры у Илоны тоже не было, и сегодня она с восхищением смотрит за участниками праздника, в который третий год подряд превращается заключительный этап национального проекта «300 талантов для Королевы».

— Я поражаюсь, скольким вещам дочка успевает научиться в лагерях, которые организует Белорусская федерация легкой атлетики для участников проекта. Думала, сама буду ее готовить, но вижу, что у тренеров получается лучше. Меня она не слушается, а здесь смотрит на всех с открытым ртом, старается. И вижу: движение ногой перед стартом, как я, делает, бежит точно так же, с поднятыми плечами. Копирует во всем — насмотрелась в детстве на мои тренировки. Но главное — у нее появился стимул. Вокруг такие же талантливые девчонки, каждая хочет выиграть.


Детский спорт — это игра. Увлечь будущего чемпиона рассказами о медалях или ежедневными кроссами сложно, и даже ныне успешные спортсмены нередко признаются: поначалу в секцию приходили ради возможности попрыгать, поиграть со сверстниками и отвести душу без родительского «не бегать!» На это три года назад сделали ставку устроители проекта «300 талантов для Королевы» и, похоже, не ошиблись. Детей в нынешнем году на всех этапах набралось более 200 тысяч, да и результаты по сравнению с дебютным годом выросли в разы. Впрочем, «цифровой» показатель пока условный. По словам председателя Белорусской федерации легкой атлетики Вадима Девятовского, делать выводы можно будет лет через пять, и уже во второй раз решивший приехать на финал глава Европейской легкоатлетической федерации Свен Арне Хансен искренне восхищается происходящим.

Далее начнется серьезная работа в легкоатлетической академии. Подобные заведения в мире не уникальны, но у белорусского — своя специфика. Курирующий направление Кирилл Карпович утверждает: отбор детей в наших краях — занятие кропотливое и непростое:

— Наша «целевая аудитория» — дети из верхней части протоколов соревнований, которые живут в сельской местности. В нынешнем году проект затронул даже такие деревушки, где по три-четыре человека в школьном классе. Во-первых, детишки там по природе выносливее городских, во-вторых, проще договориться с родителями. Бывают разные истории. Приезжаешь рассказать про академию — ребенок интересный. Папа с мамой пьяные и с порога заявляют: никуда не отдадим. Упрутся — и все. Хотя понятно, что они никогда не смогут дать чаду такого шанса в жизни. А кто-то, наоборот, сам звонит, расспрашивает, как попасть в академию.


Два предыдущих набора атлетического «инкубатора» на нынешнем финале в роли зрителей. Дружно растянули на балконе транспаранты и пытаются высмотреть среди бегающей и скачущей малышни своих будущих товарищей. При этом сами «академики» за два года учебы и тренировок под присмотром специалистов уже неплохо рванули в результатах и регулярно оставляют за спиной участников республиканских соревнований. Постепенно разгоняются и остальные. О форсаже, заверяет тренер Брестской областной школы олимпийского резерва Петр Добровицкий, речи не идет, но определенные перекосы пока случаются.

— Слабое место любой системы — человеческий фактор. Многие учителя физкультуры, несмотря на полагающиеся им премии за найденных талантливых детей, к отбору относятся спустя рукава. В результате — множество проблем на последующих этапах. Самое эффективное решение — ввести проект в систему образования, чтобы тестирование стало обязанностью учителей. Однако и в нынешнем варианте проект приносит очевидные результаты. Главное — удается заинтересовать и детей, а значит, результаты — дело времени.

komashko@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter