Вандалы ежемесячно наносят ущерб минским автопаркам на десятки тысяч рублей

Вандалы режут по живому

Расписанные фасады домов, искалеченные сиденья в трамваях, погнутые жестяные навесы остановок. Все это называется одним емким латинским словом — вандализм. Точно так же как варвары на стыке двух эр крушили Рим, некоторые наши соотечественники громят мир вокруг себя. Самый, пожалуй, запоминающийся случай из относительно недавнего — погром салона пригородной электрички двумя пьяными парнями. Они вырвали и выбросили из окна почти два десятка мест для сидения. Тогда ущерб железной дороге вылился в 15 миллионов рублей. О вандализме в общественном транспорте, о граффити на остановках и незапланированных тратах на их восстановление узнавала корреспондент «Р».

Нацарапанные на стеклах надписи сначала стараются оттереть. Если не получается, то стекло меняют

Автобусный парк № 4 в Минске. В ремонтном боксе — автобус с зияющими в двух местах пустыми глазницами окон. В них рабочие вставляют стекла. На прежних пассажиры чем-то твердым нацарапали сердечки, названия музыкальных групп и просто художества, во многих смыслах неприличные. В таком виде машина не должна перевозить пассажиров. Поэтому на маршрут она вернется обновленной, но только дня через три: замена стекла в салоне, пожалуй, самая затратная по финансам и по времени процедура. Почему? Да потому, что стекло в автобусе вклеено специальным герметиком, и аккуратно вынуть его из рамы довольно сложно. Так же как и вклеить туда новое. Практически ювелирная работа, которая, по самым скромным подсчетам, займет не менее двух часов. 

Пока наблюдаю за работой, узнаю, что исполнителей этих изобразительных безобразий за руку так и не поймали. Как и десятки других. Хотя  многие вандалы действуют нагло, прямо на глазах других пассажиров. Но те предпочитают отмалчиваться и не вмешиваться. Водитель же за всем происходящим в салоне следить не успевает. А если успевает и делает замечание, то может попасть под злую руку нарушителя. 

Совсем уже сложных и страшных случаев вандализма в городском общественном транспорте начальник производственно-технического отдела ГП «Минсктранс» Константин Цвик не припомнит. А вот мелких, но с весьма ощутимыми расходами — хоть отбавляй. Чаще всего это разрисованная обшивка салона, порванная и разрезанная обивка сидений, поцарапанные стекла. Бывали случаи, когда автобусно-троллейбусно-трамвайные хулиганы ломали и воровали электронные компостеры и валидаторы. А еще специалисты находили в вентиляторах отопителей посторонние предметы, а под сиденьями — спиленные ножки. Случаев можно припомнить много.

В руках опытного обойщика Александра ВАСИЛЕВИЧА растерзанные чехлы сидений обретают вторую жизнь.

Так сколько автобусов, троллейбусов, трамваев сейчас стоит на приколе в ожидании устранения повреждений от рук хулиганов? Статистику такую на предприятии не ведут — легкие повреждения устраняются сразу же, сложные или те, с которыми можно выезжать в рейс, приурочивают к плановому ремонту. К слову, весь ремонт работники автопарков делают сами. Здесь главное — соблюсти пропорцию «персонал — инструмент — технологии». 

— У нас действует система обслуживания транспорта, и все повреждения стараются устранять сразу же после их выявления, чтобы автобусы, троллейбусы и трамваи не простаивали, — уточняет Константин Цвик. — Выпускать на маршрут машину с повреждениями в салоне недопустимо. 

Что касается суммы ущерба, наносимого вандалами, то точную цифру никто не назовет, ее попросту не подсчитывают. 

Хорошо, а для чего тогда уже больше двух лет в автобусах, троллейбусах и трамваях устанавливают системы видеонаблюдения. Неужели они не помогают выявить нарушителя? 

Помогают, уверяет специалист. Правда, на это требуется время — не зная, когда был совершен акт вандализма, нарушителя сложно найти. Для этого нужно отсмотреть большой объем видеоматериала, потом доказать вину человека, выставить ему счет. Иногда проще и дешевле самим устранить мелкие повреждения. Например, закрасить надпись на стенах салона, заменить обшивку сиденья или само сиденье.


Впрочем, это не значит, что заниматься вредительством можно, да еще и безнаказанно. Транспортных хулиганов все равно находят. Только за последний год минским транспортникам и милиции удалось привлечь к административной ответственности несколько человек. 

Еще одно уязвимое и почему-то излюбленное место хулиганов — остановочные пункты. Их только инженеры на предприятиях называют антивандальными. На самом деле они очень даже вандальные. Чего только с ними не вытворяют: пинают обшивку до вмятин, разбивают стекла, срывают навес, пробивают поликарбонатную крышу. Большинство хулиганов находятся в состоянии алкогольного опьянения. Попадаются среди них и трезвые, но весьма агрессивные. Вспоминается случай полуторалетней давности в Бресте. Там три студента разнесли в пух и прах остановочный пункт. Объяснить причину своего поведения они потом так и не смогли. Зато их родители возместили нанесенный ущерб и заплатили штраф.

Проблемы с сохранностью остановочных пунктов были всегда, не скрывает главный инженер филиала службы трамвайного пути Олег Бараш. В ведении «Минсктранса» 79 остановок, в основном вдоль трамвайных путей. Но и их восстановление требует немалых затрат. Тренд последних лет — граффити, которые превращают некоторые остановки в настоящие арт-объекты. И хорошо, если красивые, хотя и с ними приходится бороться. Из частых повреждений — сломанные скамейки. Особенно активничает молодежь в районе Тракторного завода. Из последних приключений вспоминаются два случая с разбитыми стеклянными боковыми стенками остановок. Один — 2014 года «выпуска», когда расходы на восстановление вылились почти в полтора миллиона рублей за два стекла, второй — из 2015-го с суммой почти в 700 тысяч рублей. Тогда, правда, нарушителей задержали по горячим следам. Мужчинам пришлось возместить ущерб и раскошелиться на штраф. Это если говорить о значительном ущербе. Много мелких повреждений, на которые закрывают глаза. Не будешь же из-за одного-двух сколов менять целый навес. Вот и приходится подкрашивать, подпиливать, подлатывать. Хотя эти деньги можно было бы потратить на решение других важных вопросов отрасли. Например, установить еще одну новую остановку. 

КСТАТИ

Вандализм — бессмысленно жестокое разрушение исторических памятников и культурных ценностей. Нанесение надписей или рисунков на фасадах зданий, сооружений, в подземных переходах, на стеклах автобусов, троллейбусов, электропоездов — это тоже вандализм.

НА ЗАМЕТКУ

По правилам автомобильных перевозок пассажиров пассажир несет ответственность за причинение материального ущерба перевозчику. В соответствии с КоАП за умышленное уничтожение либо повреждение имущества, повлекшее причинение ущерба, предусматривается штраф.

misnik@sb.by

Фото Юрия МОЗОЛЕВСКОГО

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter