Вам путевку с гарантией?

Обязательное страхование туристов от банкротства компаний, разграничение ответственности туроператоров и турагентств и возврат к лицензированию – что еще предлагают игроки рынка после череды громких скандалов

Недолго наш туррынок наслаждался прелестями либерализма. Каждый год проявляется и его обратная сторона: появление неплатежных компаний, которые перекладывают свои проблемы на партнеров или туристов. Или на обоих сразу. Терпение у всех лопнуло после истории с «Натали Турс». И уже сами компании просят вернуть в каком-то виде госрегулирование.

Терпение турбизнеса лопнуло после истории с «Натали Турс»
Фото Виталия ПИВОВАРЧИКА

По некоторым оценкам, аннуляция туров «Натали Турс» затрагивает около 31 тысячи граждан преимущественно России, а также Беларуси и Казахстана. Предполагаемый объем ущерба — почти 18,5 млн долларов. Банкротом компания себя так и не объявила, а значит, оператор, по сути, ни жив ни мертв. Поэтому даже российские клиенты, оставшиеся без отдыха или некоторых оплаченных услуг, не могут рассчитывать на возмещение страховой компании «Ингосстрах». Там более чем на 156 млн российских рублей застрахована ответственность трех юрлиц «Натали Турс». В то же время, поговаривают, денег на компенсацию не хватит в любом случае…

В ожидании зависли белорусские тур-агентства, работавшие с «Натали Турс». У нас было продано около четырехсот далеко не дешевых туров. Если учесть, что в поездку редко выбираются в одиночку, в основном парами или семьями, то количество пострадавших — около тысячи человек, которые в совокупности заплатили за свой отдых почти 600 тысяч евро. Известно, что примерно 10 процентов долга наш оператор компенсировал агентствам-партнерам. Остальные суммы турфирмы — чуть больше сотни продавало туры «Натали Турс» — изыскивают самостоятельно. По нашему законодательству они несут ответственность перед потребителем. А там остается ждать, когда им вернет долг туроператор. У кого-то счет идет на несколько тысяч евро. У других суммы приближаются к сотне тысяч, а то и вовсе превышают эту отметку. Каждый, исходя из своей ситуации, старается изыскать средства, чтобы вернуть клиентам их деньги или отправить в другую поездку. И если одни «ужимаются», то директора других горько шутят, что придется продать машину или заложить в банк квартиру, чтобы не стать банкротом. И рассчитывают на помощь нашего Следственного комитета, суда и профильного министерства.

А параллельно — собирают подписи под письмом регулятору с описанием тяжелой ситуации, в которую попали, и предложениями на будущее. В их числе — введение механизмов обязательного страхования ответственности туроператоров, а также создание государственного страхового фонда. Еще из идей — дифференцировать размер взноса для туроператоров в зависимости от объема оказываемых услуг. В Польше, например, установлен минимальный размер фонда. Это не меньше семи процентов от общей суммы выездного продукта за предыдущий год. А еще — разграничить ответственность туроператоров и агентств. Ведь последние — всего лишь продавцы. Мол, они получают комиссию до десяти процентов от стоимости каждого проданного тура и должны в такой же пропорции отвечать в случае форсмажора. Неплохо было бы отдельно прописать ответственность иностранного туроператора, проверять его при входе на наш рынок. Эти идеи предлагается внести в Закон «О туризме». Их как раз включат в план подготовки законопроектов на следующий год. В Минспорта и туризма поддерживают идеи бизнес-сообщества. И намерены прописать механизм страховых и фингарантий. Возможно, через создание специализированного фонда.


Правда, турсоюзы к последнему варианту относятся скептически. Мол, управлять им, скорее всего, будут чиновники — им не доверяют. Да и не ясен процесс наполнения. К тому же расставаться со своими кровно заработанными не каждый бизнесмен хочет. На последнем совместном заседании Республиканского союза туристических организаций и Республиканского союза туристической индустрии, рассказал директор РСТО Валентин Цехмейстер, пришли к выводу: неплохо было бы ввести обязательное страхование рисков путешественников от действий турфирм. Но по этому поводу туристы могут возмутиться: почему на их плечи перекладываются риски и финансовое бремя? Ведь они и без того тратятся на отдых, медстраховку. Хоть и редкий турист, но сегодня все чаще страхуется от отмены поездки и досрочного возвращения из нее. А полис от неисполнения обязательств будет стоить в разы дороже. 

Словом, сколько турфирм, столько и мнений. Но начинать с чего-то нужно. И уже давно. Одно из популярных предложений из уст игроков туррынка — вернуть лицензирование или хотя бы обязательную сертификацию. Потому как сфера непростая, несерьезным игрокам, которые даже про турреестр не слышали, в ней не должно быть места.

druk@sb.by


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Загрузка...