Валерий Яковлев: «Деньги лежат под ногами, надо только их поднять»

Минск – один из первых городов в СНГ, который начал работы по созданию и обустройству парковочного пространства. Белорусские специалисты разработали целую линейку программно-технических комплексов и специальных технических средств для оснащения автостоянок, паркингов, гаражей и уличных парковок.

Минск – один из первых городов в СНГ, который начал работы по созданию и обустройству парковочного пространства. Белорусские специалисты разработали целую линейку программно-технических комплексов и специальных технических средств для оснащения автостоянок, паркингов, гаражей и уличных парковок. И хотя проблема с цивилизованными парковками в наших городах до сих пор не решена, потребителей данной продукции в последнее десятилетие явно уменьшилось. В чем же дело? Об этом – в беседе с директором Конструкторского республиканского унитарного предприятия «Научное приборостроение» Национальной академии наук Беларуси Валерием Яковлевым.

 


Как все начиналось

 


– Валерий Павлович, сегодня четко видно, что наши города (а столица, в особенности) не справляются с наплывом автомобилей. Их паркуют, где попало, что чревато штрафами и другими неприятностями. Почему все-таки замерло развитие оборудованных парковок, где можно было бы оставить свой автомобиль, не опасаясь за его сохранность?


Директор КУП «Научное приборостроение» НАН РБ Валерий Яковлев.– Вы правы, проблем с парковками автотранспорта меньше не стало. А создание сети упорядоченных парковок могло бы дать разумное распределение транспортных потоков и размещения машин, что, конечно же, положительно повлияло бы на облик города. Кроме того, это устойчиво бы пополняло местный бюджет. Но чтобы понять проблему, необходимо заглянуть в историю этого вопроса. В 1998 году КУП «Научное приборостроение» было поручено в кратчайшие сроки создать отечественное оборудование, которое бы позволило эффективно решать проблему парковок не только в столице, но и в других городах республики. В качестве основных направлений по этой тематике были обозначены ОКР по разработке программно-технических комплексов для оснащения закрытых платных парковок и паркоматов (стационарных и носимых) для оснащения открытых парковок, действующих в пределах улично-дорожной сети. Первая наша работа была внедрена в Минске в торговом центре «Столица», где был построен большой подземный паркинг, а первые паркоматы появились в 2001-2002 годах. На первом этапе внедрения мы столкнулись с тем, что всю эту технику автомобильное сообщество приняло без особого энтузиазма. Ведь до этого деньги за парковку, как правило, взимали парковщики. И часто без выдачи квитанции. А парковочные системы стали в какой-то степени препятствием в присваивании денег. И мы стали свидетелями того, как ловко наше оборудование стало выводиться из строя. К примеру, парковка возле стадиона «Динамо» отлично работала, были хорошие результаты, но вдруг нам сообщают, что наша система там отказала. Приезжаем, смотрим, а там просто-напросто перерезан кабель, хотя нас пытаются убедить, что он «перетерся». Это в стационарных то условиях. Были случаи, когда «особо одаренные» пытались корректировать программное обеспечение на свой лад (так было на парковке д/с «Дружная»). Скорректировали так, что сборы с этой парковки стали резко уменьшаться, хотя машин меньше не стало. Сегодня уже в Москве и Питере известны случаи, когда «продвинутые» парковщики электрошокерами на некоторое время выводят оборудование из строя, а за время восстановления системы переходят на ручной режим приема платежей за парковку, искусственно создавая себе условия для злоупотреблений.


– Вы продумывали механизмы защиты оборудования от технического вандализма?


– Дело в том, что в белорусском и российском законодательстве пока не прописано ответственности людей, которые умышленно выводят из строя эту технику. Уволят одного, придет другой, более хитрый. Можно людей всячески воспитывать – через газеты, телевидение, призывать бережно относиться к оборудованию, но это все равно, что сражаться с ветряными мельницами. Поэтому мы были вынуждены компенсировать пробел в законодательстве защитными методами – стали разрабатывать программно-техническое обеспечение, которое могло бы само себя защищать. Разумеется, это повлекло за собой его усложнение и подорожание.

 

 

Белорусское – дешевле и надежнее

 


– Что сегодня предлагает КУП «Научное приборостроение» для оснащения парковочного пространства?


– Прежде всего отмечу, что мы – единственное в СНГ предприятие, которое проектирует и изготавливает различные варианты программно-технических комплексов стационарных и носимых паркоматов, а также полнокомплектный перечень дополнительного оборудования для автостоянок, паркингов и парковок, прошедший все виды государственных испытаний и защищенный авторским правом. В отличие от зарубежных разработчиков, мы не стали создавать специальные целостные системы (это очень дорогое удовольствие), а пошли по пути конструирования параметрического ряда отдельных функционально законченных модулей, из которых можно набирать различные варианты исполнений упомянутых изделий. Подобно тому, как из отдельных блоков строят дом. Это очень удобно. Если, например, какая-то функция у нас не реализуется, мы можем создать новый модуль, а заказчик в соответствии со своими финансовыми возможностями и потребностями может подобрать подходящие для него варианты.


– Чем ваши изделия отличаются от того, что предлагают конкуренты?


– Наши изделия дешевле, функционально более насыщены, лучше приспособлены к жестким климатическим условиям, надежнее защищены от внешних воздействий по сравнению с известными зарубежными аналогами фирм Siemens, Samsung, Cale Group и др.


Например, существенными плюсами белорусских паркоматов являются их низкая энергоемкость и способность работать в автономном режиме без подключения к городской сети энергопитания. Они могут работать на аккумуляторах, и это самое большое их преимущество по сравнению с импортными. Их функциональные возможности позволяют «встраивать» данные устройства в информационные системы города, в т.ч. в интегрированную транспортную систему. Наше оборудование обеспечивает эффективный контроль оплаты владельцами автомобилей за услуги по использованию парковочных мест, гарантирует полноту сборов как при безналичных, так и наличных расчетах. Парковочные системы и устройства при работе в режиме «безлюдной» технологии позволяют ограничить выезд авто-владельцев со стоянки в случае неуплаты за услуги или зафиксировать нарушителей с помощью специальных регистраторов, а сведения о них передать для принятия мер в центр контроля расчетов за парковку.

 

 

Пока мы раздумываем, соседи внедряют

 


– Валерий Павлович, но ведь был указ Президента страны по парковкам. Почему это не помогло сдвинуть процесс с мертвой точки?


– Это вызвало у нас некоторый энтузиазм, но грянул кризис, начались проблемы с платежами и было решено отказаться от оплаты за парковки, за исключением стационарных мест. Но ведь оплату снять можно, а территории эти содержать городу все равно нужно. Спустя несколько лет опять вернулись к этой проблеме. Но из-за отсутствия востребованности парковочного оборудования на внутреннем рынке, его разработка и внедрение хотя и не были свернуты, но были минимизированы.


– Опыт внедрения подобных программно-технических комплексов и технических средств для оснащения автостоянок, паркингов в других странах брался во внимание?


– Нам очень помогло сотрудничество с Москвой и Санкт-Петербургом. Совместно с российскими специалистами удалось обустроить в Москве несколько парковок по нашим технологиям, в частности, в Москве в микрорайоне Орехово-Борисово. Достаточно серьезно продвинулись в этом плане и с коллегами из Санкт-Петербурга, причем по их инициативе. Они очень рационально подходят к строительству паркингов и автостоянок. Внимательно изучают проблему. Если слабая заполняемость паркинга, делается скидка для жителей близлежащих домов, бывают сезонные скидки, в ночное время, и это приносит свои плоды. Привлекают частный бизнес в этот процесс. Одновременно у них совершенствуется и законодательство. В прошлом году мы поставили в Санкт-Петербург два программно-технических парковочных комплекса. Они установлены на двух автостоянках практически в центре города (на Островского и Конюшенной площадях), где очень интенсивное движение.


– Чем же так понравились белорусские системы россиянам?


Цех механической обработки– Во-первых, ценой. В тендере в Санкт-Петербурге по оснащению двух стоянок, о чем я уже рассказал, помимо нас участвовали еще 25 российских фирм. Мы предложили две системы, каждая из которых стоила до 25 тысяч долларов. Так вот этот тендер все российские конкуренты проиграли, что бывает крайне редко. Оказалось, что парковочных систем дешевле 40 тысяч долларов у них вообще нет, причем предложения не являются отечественными разработками, все изделия импортные. Кроме того, наши системы имеют очень хорошие сроки гарантийного обслуживания – 18 месяцев. В настоящее время УП «Научное приборостроение» рассматривает и другие варианты сотрудничества с заводом им. Козицкого (Санкт-Петербург) по налаживанию у них совместного производства наших паркоматов, причем также по инициативе руководства предприятия.


Вместе с тем есть не только приятные новости. С приходом в Москве нового мэра, там (как и в Петербурге), стала формироваться мощная программа по развитию парковочного пространства. Когда мы в Беларуси в 1998 году начали заниматься этой проблемой, в России об этом еще никто и не помышлял, а сейчас видим, что они весьма активно используют в том числе и нашу информацию и постепенно занимают в этом направлении достойное место. Получается, что мы были одними из первых, но потом утонули в декларациях. Это может привести к очень плохим последствиям – мы можем потерять и свои наработки, и специалистов, и вообще эту нишу. Зато из-за нерасторопности и некомпетентности отдельных чиновников подобную продукцию будем покупать в перспективе за границей. Вот вам и импортозамещение.

 

 

Должен быть разработан эффективный и реальный план развития парковочного пространства

 


– Над чем сегодня работает КУП «Научное приборостроение»?


– Все наши работы, которые мы делаем сегодня и на перспективу, ориентированы на безлюдные технологии. Многие это понимают как работу в автоматическом режиме. В области использования парковочных средств это немного иное. Под «безлюдностью» мы понимаем не-участие человека в процессе взимания платежей. За работоспособностью оборудования парковщик может следить, присутствуя непосредственно на парковке или дистанционно через видеосистему, а если что-то вышло из строя, по полученной информации группа ремонтников должна быстро устранить неисправности. Единственным и приоритетным в будущем средством платежа должны быть электронные карточки. Причем их ресурс следует регламентировать на разные промежутки времени. Важным является вопрос выпуска и реализации карточек, а также возможность пополнения их ресурса. Можно, к примеру, продавать их в газетных киосках, но вы же знаете, как они работают – то там технический перерыв, то «ушла на обед», то заболела, то еще что-то. А ведь важна доступность приобретения карточек. Если услуга недоступна, значит, человеку надо предоставить право заплатить за парковку наличными. Но как только появляются деньги, тут же появляется искушение. Очевидно, что следует постепенно уходить от денег, менять психологию людей. Только ни в коем случае не революционными методами. Хорошим примером может быть опыт организации парковок в Европе (Германия, Великобритания), США и др. странах. Например, в Лондоне три-четыре стоянки отводятся для экспериментов и отладки парковочных средств, на которых предварительно отрабатываются новое оборудование и технология и только затем изделия переносятся на другие действующие объекты.


– Ввести тарифицированный учет и оплату не помешало бы уже сейчас на некоторых наших частных парковках. Например, на рынках…


– Согласен с вами, ведь то, что у нас сегодня происходит на рынках, это вообще неприемлемо. Человек приезжает туда на 10 минут и оплачивает за парковку 6 тысяч. Столько же платят и те, кто паркуется на целый день. Это справедливо? Нет. Платные автостоянки должны быть оборудованы системами с тарифицированным учетом. К сожалению, частники сильно в этом не заинтересованы. Для них это очень лакомый кусок. Хотя все можно сделать подконтрольно, прозрачно, чисто и, что немаловажно, с точки зрения правильности исчисления налоговых платежей. В конце концов, должно быть элементарное уважение к людям.


– Ну, с частниками все понятно, а почему, на ваш взгляд, городские службы не пекутся об оснащении программно-техническими комплексами парковочного пространства?


– Причина здесь простая – не хватает средств. Никакой местный бюджет (даже столичный), такую проблему не потянет. Хотя, так не бывает: чтобы ничего не вложив, что-то получить. Поэтому здесь надо что-то кардинально менять. В городе давно пора иметь структуру (может быть и частную, на первых порах с преференциями), которая бы создавала и расширяла сеть парковок. И получая деньги от эксплуатации парковочных объектов, помимо зарплат и налоговых платежей, вкладывала бы необходимые ресурсы еще в свое развитие, в том числе в техническое оснащение.


Сейчас Минск приступил к реализации проекта «Интеллектуальные транспортные системы» с привлечением китайских инвестиций. Но надо же понимать, что помимо столицы в республике еще примерно 20 городов, где должны развиваться аналогичные системы, пусть и в меньшем масштабе. Поэтому должны быть разработаны и реализованы планы развития парковочного пространства не только в столице, но и во всех крупных городах. И, в первую очередь, в областных, тем более что по зарубежному опыту и нашему, автоматизированные парковочные объекты (особенно плоскостные автостоянки) имеют окупаемость 10-12 месяцев, что экономически очень выгодно.

 

 

Взаимодействие с госструктурами оставляет желать лучшего

 


– Но если гора не идет к Магомеду, может Магомед пойдет к горе?


– Мы ежегодно пишем письма в администрации областей, мэрам белорусских городов, предлагаем обустроить их объекты нашим оборудованием, причем любой комплектации. Ведь это и потребителям удобно, и существенное пополнение бюджета – грубо говоря, деньги валяются под ногами. И, знаете, какие нам приходят ответы? Мол, рассматриваем этот вопрос, сообщим вам позднее и т.д. С некоторыми руководителями городских хозяйств уже по 3 – 5 лет состоим в таких переписках. А проблема не решается.


– Наверное, психология у наших людей такая…


В Беларуси производятся как стационарные паркоматы, так и переносные.– Согласен с вами. Даже если мы будем создавать самую совершенную технику, она не будет восприниматься обществом не потому, что не нужна. Ведь даже некоторые высокопоставленные чиновники не скрывают своего негативного отношения к идее платных парковок. Тогда и им самим, и их родственникам тоже придется платить. Если бы вы знали, сколько объявляется льготников, когда мы где-либо внедряем парковочный комплекс. А это, кстати, приводит к усложнению программного обеспечения, потому что в него необходимо внести данные какого-то крупного клерка, чтобы он мог бесплатно пользоваться парковочным местом. Но льготу можно и нужно получать на работе, а на парковке условия для всех должны быть одинаковыми.


В заключение хочу сказать, что для того, чтобы это направление развивалось, нужны конкретные дела, желание, заинтересованность и ответственность в первую очередь руководителей городских хозяйств. Если хотите, на сегодня нет технической идеологии в этом вопросе. Просто так ничего с места не сдвинется, тем более что немало и противников этой идеи. И если частники худо-бедно что-то делают, то с государственными структурами взаимодействие близко к нулю. Сегодня один лозунг, завтра – второй, а послезавтра уже забыли, о чем говорили вчера. Но в Беларуси при небольших затратах и имеющихся в настоящее время заделах, можно сделать весьма перспективную конкурентоспособную продукцию, в том числе и на внешних рынках. Причем в короткие сроки. Для этого у нас есть все: научно-техническая и производственная база, кадры, школа и опыт в создании новой техники и парковочных технологий. Это исключительно важно с точки зрения затрат на ее эксплуатацию, ремонт и обслуживание, что, как правило, для зарубежных изделий составляет немалые суммы. А главное – есть возможность хотя бы по этим изделиям исключить в будущем технологическую зависимость от зарубежных фирм-производителей и сэкономить валюту своей стране.

 


Людмила ШЕСТОКОВИЧ, фото Дмитрия ЕЛИСЕЕВА, Виктора ДУБОЙСКОГО, «ЗН»


УНН 101148500

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter