Валерий ИВАНОВ: «Откликаться на запросы каждого сельчанина»

В условиях жесткой конкуренции с другими торговыми сетями потребкооперация наращивает свое присутствие на внутреннем и внешних рынках

— Валерий Николаевич, в последнее время активизировались альтернативные торговые сети. Они заявляют о готовности обслуживать не только агрогородки, но и все населенные пункты, принимать заявки по мобильной связи, правда, не меньше чем на 300 тысяч рублей товара. Насколько серьезна для возглавляемой вами системы такая конкуренция?

— Главным исполнителем «Государственной программы устойчивого развития села на 2011—2015 годы» в области торговли является Белкоопсоюз. Сегодня мы обслуживаем более 20 тысяч сельских населенных пунктов, в том числе около 17 тысяч с численностью жителей менее 100 человек. С 2005 года на восстановление и поддержание торговой инфраструктуры в агрогородках направлено 345 миллиардов рублей. Сегодня в каждом действуют от одного до трех стационарных объектов. Дополнительные ценовые нагрузки на товары, продающиеся здесь, не применяются.

676 автомагазинов охватывают все без исключения населенные пункты, где проживают один и более человек. В апреле мы провели месячник «Автомагазин-2014», в ходе которого вскрыли и устранили недоработки в этой сфере, что позволило увеличить товарооборот по сравнению с предыдущим месяцем на 15 процентов.

В ближайшее время обновим парк машин, что также будет способствовать улучшению обслуживания сельчан.

Роль и значимость потребкооперации усиливает и тот факт, что доля товаров отечественных предприятий в общем объеме продукции, реализованной Белкоопсоюзом на внутреннем рынке, составляет 93 процента.

Отсюда можно сделать вывод: кооперация будет жить, пока будет жить село…

— Реальность сельской жизни такова, что численность населения постоянно сокращается и во многих деревнях содержать стационарную торговую точку невыгодно. В каком направлении будет развиваться торговая сеть?

— Во-первых, хочу заметить, что дальнейшее закрытие магазинов на селе без согласования с Белкоопсоюзом проводиться не будет. В каждом конкретном случае рассмотрим все за и против.

А вообще до конца 2015 года в каждом райцентре будет функционировать крупный торговый объект потребительской кооперации. Уже в этом необходимо открыть 26, в том числе 12 — за счет нового строительства. В планах и 42 магазина шаговой доступности.

— До последнего времени ахиллесовой пятой потребкооперации было снабжение продуктами питания через посреднические структуры, отчего цены на них были выше, чем в других сетях. Президент потребовал создания вами своего оптово-логистического центра…

— Такой центр недавно создан на базе предприятия «Белкоопвнешторг Белкоопсоюза». Благодаря ему значительно выросли объемы реализации централизованно закупаемых товаров, таких как цитрусовые, овощи, фрукты, рыба свежемороженая, снижены цены на них в розничной торговле.

— Какое положение в общественном питании?

— В 2013 году открыты 44 объекта, в том числе 8 — придорожного сервиса. Модернизированы 125 цехов, в том числе 16 кондитерских, приобретено 8 аппаратов шоковой заморозки продукции. Это позволило на 25 процентов увеличить объемы производства и реализации кондитерских и сдобнобулочных изделий, изменить их структуру. В ближайшее время будет завершена модернизация еще 12 кондитерских цехов, откроем 5 объектов придорожного сервиса. Дальнейшее развитие получит и сеть бульбяных, блинных, специализированных кафе. Их станет на 10 больше.

— Валерий Николаевич, претерпит ли изменения заготовительная отрасль?

— За прошедший год мы обеспечили рост объема закупок картофеля на 30, земляники садовой — на 17, смородины — на 47, рябины — на 220, плодов косточковых — на 320, брусники — на 36, овощей —на 32, томатов — на 13, лука — на 45, капусты на 40, моркови — на 30, свеклы —на 51 процент. В июне будет объявлен месячник заготовок, в ходе которого мы наведем порядок в этой сфере.

С целью создания надлежащих условий для обеспечения сохранности закупаемой и закладываемой на межсезонный период продукции модернизируем 68 холодильных камер.

Будет проведена реконструкция 22 скотобойных пунктов.

— Потребительская кооперация разводит пушных зверей с 1956 года, сейчас имеет шесть зверохозяйств. На их долю приходится свыше 90 процентов производства клеточной пушнины республики. Вместе с тем конъюнктура мирового спроса на нее привела к двукратному падению цен. Так стоит ли шкурка выделки?

— В 2013 году звероводческая отрасль дала нам 30 миллиардов рублей чистой прибыли и являлась основным поставщиком валюты. Поэтому сворачивать ее деятельность просто неразумно. Очевидно и то, что при разведении норок не всегда соблюдались правила их содержания и структура кормления. Поэтому, чтобы достойно конкурировать со своей продукцией на мировых рынках, надо заниматься делом профессионально. Вот почему в Белкоопсоюзе создан соответствующий отдел, в составе которого есть и ветврач, и зоотехник. Разработана программа модернизации зверохозяйств, которая уже осуществляется с учетом опыта лучших производителей пушнины. Меняется система кормления зверей. Как результат должна повыситься конкурентоспособность белорусской пушнины.

— Никто не спорит с тем, что экспорт — дело важное и необходимое. Но наши женщины тоже не против пощеголять в норковых шубейках…

— В 2013 году цех по пошиву готовых изделий нашего унитарного предприятия «Белкоопвнешторг Белкоопсоюза» в поселке Колядичи произвел 2,3 тысячи шуб, что в два раза больше, чем в предыдущем. Но сегодня его мощности не могут удовлетворять спрос на них. Поэтому будем расширяться. Необходимые ресурсы для этого есть. В частности, в ближайшее время в здании Белкоопсоюза на пр. Победителей, 17 откроется магазин по продаже готовых изделий, а также наборов для пошива шуб. Так что приглашаем всех желающих к нам за покупками.

— Какие перемены коснулись промышленности?

— Недавно завершены работы по модернизации одного хлебопекарного предприятия, проведена переспециализация двух мясоперерабатывающих цехов на выпуск мясных полуфабрикатов. За 4 месяца методами соления, квашения, мочения в целом по Белкоопсоюзу переработано 305,5 тонны сырья, произведено 457 тонн мясной продукции по национальным «домашним рецептам», что на 23 процента больше соответствующего периода прошлого года.

В ближайшее время предстоит провести точечную модернизацию 27 перерабатывающих производств, которые дадут быструю отдачу. В их числе 10 хлебопекарных, 6 мясообрабатывающих, 2 рыбоперерабатывающих, цех по производству безалкогольных напитков и 7 квасильно-засолочных цехов. Предусмотрено внедрение на каждом предприятии системы качества на основе международных стандартов НАССР и как результат — повышение качества производимых потребительских товаров.

— Вас удовлетворяет рынок оказываемых кооператорами платных услуг?

— Он насчитывает более 60 видов. Это общественное питание, продажа ритуальных изделий, прокат товаров, парикмахерские, ремонт и техобслуживание автомобилей, автомойки, аптеки, вспашка и обработка приусадебных участков, транспортные и другие. Хотя в 2013 году они принесли 138 миллиардов рублей, это явно не соответствует нашим возможностям. Будем исправляться.

— Все ли резервы использованы для наращивания экспорта?

— Далеко не все. Поэтому на 2014 год поставили задачу достичь темпа роста по сравнению с предыдущим на 150 процентов.

— Что планируете поставлять?

— Собственную готовую продукцию, свежие плоды и ягоды, мясо, кожевенные полуфабрикаты и пушнину, овощи. Активизируем выездную торговлю в Российскую Федерацию.

— Есть ли положительные результаты с начала года?

— Белкоопсоюзом за 4 месяца в основном обеспечена положительная динамика развития. Темп роста розничного товарооборота торговли достиг по сравнению с соответствующим периодом прошлого года 101,8 процента, общественного питания — 103,8, объема производства промышленной продукции — 105,4, закупок сельскохозяйственной продукции и сырья у населения — 131, оказанных населению платных услуг — 106 процентов. Положительное сальдо внешней торговли товарами составило 6,4 миллиона долларов.

— Лозунг «Кадры решают все», по-моему, актуален во все времена для всех...

— У нас трудятся 83266 человек. 20769 — в возрасте до 31 года. Работников пенсионного возраста 9173. Самая большая текучесть в торговле. Она составляет больше 10 процентов. Причин основных, по которым люди уходят из системы, две: семейная (замужество и уход в декретный отпуск) и переход в другие сети. Готовят специалистов семь торговых колледжей УО «Белорусский торгово-экономический университет», в которых сегодня обучаются более 16600 человек.

— Спасибо за интервью, Валерий Николаевич,  новых успехов вам в обслуживании сельчан.

СПРАВКА «СГ»

Валерий ИВАНОВ родился в 1955 году. Окончил БГСХА и Академию управления при Президенте Республики Беларусь. Работал специалистом, руководителем сельхозорганизаций, председателем Кировского и Шкловского райисполкомов, заместителем председателя Минского облисполкома, заместителем председателя Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, заместителем Премьер-министра, генеральным директором Белорусской калийной компании. В декабре 2013 года избран председателем правления Белкоопсоюза.

Петр КАВУНОВ, «СГ»

Фото Павла ЧУЙКО, «СГ»

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter