У Беларуси есть конкурентные преимущества, чтобы выйти в лидеры среди средних стран в новой реальности

В условиях стабильной креативности

Мировая экономика стремится к «обнулению», и у Беларуси есть конкурентные преимущества, чтобы выйти в лидеры среди средних стран в новой реальности

Мировая экономика со скоростью курьерского поезда несется в неизвестность. Вроде бы состав еще мчится по рельсам, но уже потерял управление, вагоны раскачиваются в разные стороны. Они неизбежно сойдут с пути, вопрос только в том, сейчас или мгновение спустя, а также насколько разрушительным станет их падение. Конечно, даже невозможное возможно. Нельзя исключать, что найдутся гениальный инженер и отчаянная ремонтная команда, которая сможет обуздать паровоз глобальной экономики. И катастрофы удастся избежать. Но состав уже не сможет быть прежним. Он перегрелся, износился, сломался… Вроде бы западный мир пытается вогнать неугодные ему страны в каменный век, на деле же санкционные явления последнего десятилетия разрушили модель глобального мира с его принципами специализации, конкуренции, со стремлением к максимизации эффективности, свободе торговли, расширению сотрудничества, трансферту технологий… Закончилась очередная серия, начинается новая эпоха экономического развития. Старые правила не работают. И всем странам придется начинать выстраивать бизнес-процессы с чистого листа, невзирая на прошлые, так сказать, заслуги. Фактически Запад своими руками разрушил, а сейчас уже утюжит обломки того экономического мирового устройства, в котором он был лидером. Теперь, на старте новой эпохи, все государства находятся на одной линии. И есть шанс вырваться вперед. Прорваться в лидеры новой волны получится у самых гибких, пластичных и креативных, умеющих отвечать на самые неожиданные вызовы и угрозы в режиме реального времени. У нас есть шанс, господа. С 90-х годов мы еще не утратили способность выживать и даже развиваться в условиях неизвестной турбулентности.

коллаж любови царюк

Новые тучи на границе

Современность напоминает эпоху холодной войны. Но дежавю на политическом и идеологическом фронтах не распространяется на экономику. В прошлом веке водораздел между Западом и Востоком определялся в том числе и конкурирующими экономическими моделями. Не будем вдаваться в подробности преимуществ и недостатков капитализма по сравнению с развитым социализмом, но принципы хозяйствования в странах НАТО и Варшавского блока принципиально отличались. Сейчас, по большому счету, уже сложно сказать, чего больше — схожестей или отличий в экономических моделях тех же европейских государств или Беларуси и России. Чисто либеральная система осталась, пожалуй, только у американцев. Но ее жизнеспособность обеспечивалась однополярным миром, а не устойчивостью концепции экономики США как таковой. И Москва с Пекином для Вашингтона главные оппоненты по одной простой причине: они грозят сделать американскую экономику не единственной и неповторимой, а первой (возможно, и не первой) среди других равных. И тогда десятилетиями выстраиваемая модель может сломаться и не подлежать восстановлению.

Если говорить о европейских экономических системах, то они отличаются многообразием и представляют собой различные сочетания рынка с государственным влиянием. И где этого самого государства больше — в Норвегии, Швеции, Дании, Германии или России с Беларусью — вопрос очень даже дискуссионный. Да, в каких-то моментах у нас сильнее развиты рычаги прямого административного влияния. С другой — закругления и завихрения антимонопольного законодательства в ЕС иной раз мешают жить больше, чем элементы ручного регулирования.

Словом, ментально ЕС в части экономики и бизнеса не настолько от нас далек, как во времена холодной войны. И это принципиально делает невозможным глубокую изоляцию Запада от Востока. Да, можно выстроить приграничные препоны, даже построить забор на восточных границах ЕС. Но бизнес подобен воде: находит новые русла. Если ему это необходимо и выгодно. А по ряду направлений у ЕАЭС и ЕС сложились вполне устойчивые и взаимовыгодные отношения. И они будут продолжаться. Пускай и в другом формате. Другой вопрос: кто из партнеров станет более оперативным и выстроит новые алгоритмы, тот и будет ключевым бенефициаром.

Надо отметить, что в этом вопросе у нашего бизнеса однозначно есть конкурентные преимущества. Наш предпринимательский корпус (по крайней мере, «старая гвардия») получил крещение во времена вакханалии 90-х годов и умеет выстраивать логистические цепочки при любых обстоятельствах. Современные санкции выглядят не столь уж и непреодолимыми, если сравнивать с теми барьерами в конце прошлого века, когда приходилось возить товар, просачиваясь не через злых западных таможенников, а кордоны бандитских группировок всех мастей. Да и в целом было много сложностей. Как и множество неизвестностей: начиная от плавающих курсов и заканчивая переменчивым законодательством. Поэтому наши поставщики умеют работать в нестандартных условиях. Можно ли с уверенностью сказать то же самое о наших западных «партнерах»?

Цифровой интеллект против креативного

Надо признать: мы отстали в цифровизации, о которой столько трубили на Западе, предрекая залог конкурентоспособности за искусственным интеллектом. Не станем отрицать: в отечественных компаниях бизнес-процессы выстроены не столь идеально, как в транснациональных корпорациях. Но сегодня все эти преимущества, в которые иностранные фирмы вбухали огромные средства, выглядят сомнительными. А в какой-то степени являются даже тормозящим фактором.

Четко отстроенные, функционально выверенные и оцифрованные процессы в компании хороши при стабильной или предсказуемой внешней среде. Алгоритмы работают только в определенной системе координат. Сегодня модель мировой экономики не просто меняется, она непредсказуема. И старые, отточенные и оцифрованные схемы транснациональных компаний уже, собственно говоря, и не работают. Сейчас менеджеры напоминают пилотов, которым во внештатных ситуациях приходится переходить на ручное управление. Каким ни будь умным автопилот, но в сложных ситуациях полезней опытный летчик.

Нельзя сказать, что в цифровизации мы уж совсем темные. Но в силу ряда причин наш бизнес не перешел на «автоматическое управление». К счастью, к новым веяниям мы относились с известной долей скептицизма и сомнений. Правда, говоря откровенно, не всегда на эти мероприятия денег хватало. Это позволило нам в экономике не утерять мастерство управления в штормовых условиях, когда приходится не просто идти по заученным урокам в бизнес-школах и вспоминать кейсы, а креативить по-настоящему. И принимать оригинальные решения. Нередко они оказываются удачными, прорывными, хотя и идут вразрез со всеми законами экономики, маркетинга и других бизнес-наук.

Наши компании в большинстве своем сохранили гибкость. И прошли грандиозную школу выживания опять же в 90-е годы, когда экономические связи не просто разорвались, а рухнули. Выдержали в 2000-х (тогда приходилось и возрождаться после тяжелых времен, и конкурировать с импортом). У опытных руководителей со стажем с тех времен сохранилось много разных историй, когда старались быть оптимистичными и находчивыми, находить самые парадоксальные решения, чтобы выйти из хитрых ситуаций. В условиях, где имелось чрезмерно много неизвестностей, такие навыки — огромное конкурентное преимущество. Собственно говоря, первую проверку боем мы успешно прошли в период пандемии. Конечно, времена наступают не самые спокойные и благоприятные, но из идеального шторма мы можем (и должны) выйти на более выгодную позицию.

volchkov@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter