В статистике полуправды не бывает

Одна из целей международных стандартов сбора и анализа статистической информации, которые успешно внедряются в Беларуси, — добиться максимальной точности данных. Об особенностях белорусской системы госстатистики рассказал министр статистики и анализа Владимир Зиновский

Анекдот про сопоставление статистики и точности уже давно устарел. Особенно с усилением тенденций глобализации. Может, когда-то официальная статистика и выполняла некоторую идеологическую функцию, но это было давно. И, возможно, неправда. Сегодня для стран с открытой экономикой официальная статистика — это окно во внешний мир. Именно по официальным цифрам макроэкономических и отраслевых параметров иностранные инвесторы и партнеры судят о ситуации в стране. Одна из целей международных стандартов сбора и анализа статистической информации, которые успешно внедряются в Беларуси, — добиться максимальной точности данных. Об особенностях белорусской системы госстатистики рассказал министр статистики и анализа Владимир Зиновский. 

— Недавно в Беларуси была ужесточена ответственность за умышленное искажение статистических данных. По вашему мнению, чем была обусловлена такая мера? 

— Предприятия и организации всегда несли ответственность за представление объективных данных в органы статистики. Причиной пересмотра санкций послужили серьезные недостатки, выявленные Комитетом государственного контроля Республики Беларусь и Министерства статистики и анализа Республики Беларусь в 2005 году в организациях одного из районов Могилевской области. Ужесточение ответственности за умышленное искажение данных государственной статистической отчетности обусловлено необходимостью искоренения таких общественно опасных деяний, как приписки и сокрытие данных, совершаемые отдельными руководителями с целью выполнения любой ценой прогнозных показателей. Как говорится, не на деле, а цифрами. 

— Часто ли органам статистики приходится сталкиваться с неточностями в отчетности отдельных субъектов хозяйствования? Чем это обусловлено: случайными ошибками или преднамеренными искажениями статданных? 

— Для обеспечения достоверности и объективности статистической информации органами государственной статистики ведется планомерная работа, направленная прежде всего на предупреждение нарушений: уделяется большое внимание работе с сотрудниками субъектов хозяйствования, ответственными за составление и своевременное представление данных статистической отчетности, даются разъяснения и консультации, проводятся инструктивные совещания и семинары. Одновременно в последние годы активизирована работа по выявлению и пресечению фактов искажения данных, несвоевременного представления и непредставления государственной статистической отчетности, принятию необходимых мер по привлечению виновных к ответственности. В комплексе такие мероприятия способствуют тому, что количество случаев искажений данных уменьшается. Немаловажную роль в этом сыграло и ужесточение ответственности за нарушение порядка представления данных государственной статистической отчетности, а также широкое освещение в средствах массовой информации данной проблематики. 

Зачастую искажения данных допускаются работниками отчитывающихся организаций вследствие невнимательности, арифметической ошибки либо слабых знаний методологии заполнения статотчетности. Следует отметить также низкую квалификацию некоторых бухгалтерских кадров, особенно в сельском хозяйстве. Учитывая значимость статистической информации при принятии решений на всех уровнях государственного управления, некоторые руководители организаций представляют завышенные данные для достижения выполнения установленных прогнозных параметров. В последнее время также отмечается тенденция к занижению полученных результатов: чтобы на следующий период не довели более высоких показателей. Но это единичные случаи, которые выявляются в результате проверок. 

Одной из причин умышленного искажения данных является также преднамеренное вмешательство отдельных руководителей государственных органов всех уровней в процесс представления статистических данных в органы государственной статистики. 

— Насколько неточности в отчетности отдельных субъектов хозяйствования могут внести искажения в макроэкономические и отраслевые показатели? 

— Анализ данных о размерах искажений, установленных в результате проверок, показывает, что их общая величина не оказывает влияния на сводную статистическую информацию и макроэкономические показатели, характеризующие социально-экономическое положение республики. 

— Какими методами органы государственной статистики сводят к минимуму влияние неточностей, допущенных «на местах», при анализе макроэкономический ситуации? 

— Работа по проверке достоверности отчетных данных органами статистики ведется постоянно. Контроль осуществляется на всех этапах — начиная с их ввода, обработки и заканчивая комплексными проверками. Наряду с проведением проверочной работы, в статистике используются и такие методы контроля, как математические, логические, балансовые. На различных стадиях статистического анализа эти методы позволяют улучшить качество отчетных данных, представляемых предприятиями и организациями. 

— В последние годы европейские органы статистики большое внимание уделяют анализу так называемой ненаблюдаемой экономики, в том числе изучают различные аспекты функционирования домашних хозяйств. Насколько экономика домашних хозяйств может влиять на общую экономическую ситуацию? 

— Как показывает мировой опыт, в условиях перехода к рыночным отношениям происходит увеличение размеров ненаблюдаемой экономики. Этот же процесс характерен и для нашей республики. Но по сравнению с Россией и другими странами СНГ масштабы ее несколько ниже. Это объясняется тем, что в республике по-прежнему применяем сплошное статистическое обследование предприятий при сборе первичной информации. Тем не менее ненаблюдаемая экономика в Беларуси есть, и она учитывается при расчетах на макроэкономическом уровне. Методология Системы национальных счетов предусматривает отражение в составе такого показателя, как валовой внутренний продукт, любой деятельности, попадающей под определение «экономическая». Большая часть производства, включаемого таким образом в состав ненаблюдаемой экономики, является вполне законной, но его размер либо сознательно занижается производителями, либо информацию о нем невозможно получить обычным путем, поскольку производственные единицы не регистрируются в силу своей неформальной организации. 

В настоящее время на практике для оценки ненаблюдаемой экономической деятельности Минстат использует метод товарных потоков (на основе таблиц «Затраты—Выпуск», балансов отдельных продуктов), косвенные методы — на основе сопоставления данных из различных источников (данных сплошных наблюдений, выборочных обследований домашних хозяйств, данных из административных источников), методы сравнительного анализа, базирующиеся на оценке соотношения уровня затрат и размера выпуска в разных группах предприятий. 

Наилучшие результаты дает балансовый метод. И он успешно реализуется при макроэкономических расчетах, построении национальных счетов, таблиц «Затраты—Выпуск», баланса денежных доходов и расходов населения и так далее. Также этот метод используется при корректировке расходов на конечное потребление домашних хозяйств путем сопоставления данных о расходах домашних хозяйств, полученных по результатам обследований, и данных о розничном товарообороте по отдельным группам товаров. 

Основным источником информации для оценки объемов неформального сектора экономики являются выборочные обследования домашних хозяйств, 6 тысяч которых ежегодно отбираются для обследования. Отбор домашних хозяйств производится отдельно в городской и сельской местности. Это обеспечивает равномерность распределения выборки по территории республики и по характеру расселения. 

Данное обследование обеспечивает получение данных о доходах и расходах домашних хозяйств по репрезентативной выборке и охватывает широкую классификацию товаров и услуг. На основе полученных данных осуществляются досчеты с учетом неформального сектора экономики: по услугам промышленного характера, по объему сельскохозяйственной продукции, произведенной в личных подсобных хозяйствах, по объему строительных услуг, выполненных неформальными строительными бригадами и непосредственно самим населением, по перевозке грузов и пассажиров личным автомобильным транспортом, по объему продаж товаров индивидуальными предпринимателями, по объему платных медицинских услуг, услуг по репетиторству, правового характера и многое другое. Обследования домашних хозяйств производятся анонимно, поэтому полученные данные весьма корректны и достоверны. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter