Почему происходят ДТП

В состоянии дефекта

Очень часто бывает так, что показания участников дорожно-транспортного происшествия весьма противоречивы. Более того, нередко виновники скрываются с мест происшествий, оставляя сотрудников правоохранительных органов один на один с решением сложных задач, и зачастую без свидетелей. Как установить истину и причину ДТП, почему роль и значимость технического состояния автомобиля особенно возрастает при наступлении холодов — в материале, подготовленном совместно с управлением Государственного комитета судебных экспертиз по Минской области.


Колесо проблем

Изучение технического состояния машин очень важно при разборе, например, автостолкновений на дороге. При обнаружении неисправностей среди систем автомобиля эксперты устанавливают время их возникновения: до аварии, в ее результате или после. Как рассказал начальник сектора автотехнических экспертиз отдела криминалистических экспертиз управления криминалистических экспертиз и учетов управления Государственного комитета судебных экспертиз по Минской области подполковник юстиции Денис Хитрик, это необходимо для выяснения причин ДТП. Допустим, опасная поломка произошла до поездки. Обязанность водителя — обнаружить ее и прекратить движение. Чаще всего это касается неисправности колес. Такие проблемы легко выявляются при визуальном осмотре и не требуют от водителей специального оборудования и знаний для диагностики.

Согласно правилам дорожного движения, шины легковых автомобилей должны иметь остаточную высоту рисунка протектора не менее 1,6 мм. Использование зимней резины обязательно с 1 декабря по 1 марта. Она должна иметь соответствующую маркировку. Это знак в виде горной вершины с тремя пиками и снежинкой внутри нее либо знаки М+S, M&S, M.S, M S или All seasons. В указанный период шины должны иметь остаточную высоту рисунка протектора не менее 4 мм. Причем износ не может произойти мгновенно — это результат относительно долгой эксплуатации, и его всегда можно увидеть по имеющимся на дне канавки протектора индикаторам. Если это игнорировать, то в итоге износ резины в сочетании с неправильными приемами управления на скользкой дороге приводит к заносу, съезду в кювет, лобовому столкновению и т.п.

Экспертиза установила точно

Характерное ДТП: автомобиль сбил пешехода. Несчастный получил тяжкие телесные повреждения. Экспертами проведено исследование ходовой части машины. Мало того что шины задних колес имели различный рисунок протектора (на одной оси допускается установка шин только с одинаковым рисунком), так еще остаточная высота рисунка одного из них составляла всего 0,22 мм. Более того, при исследовании рабочей тормозной системы эксперты были в буквальном смысле шокированы: в тормозной магистрали заднего левого колеса обнаружен обжатый и наглухо заглушенный патрубок. Вердикт однозначен: эти неисправности носят эксплуатационный характер и могли быть обнаружены водителем не только путем проверки автомобиля перед выездом, но и по снижению эффективности торможения.

Еще один вопиющий случай. В Слуцком районе водитель «москвича» сбил пешехода и скрылся с места происшествия, а пострадавший спустя сутки умер. Впоследствии виновника трагедии установили. И были выявлены нарушения эксплуатации техники — использовались шины с различным рисунком протектора, а его высота оказалась менее 1,6 мм. Но, опять же, удивлению экспертов не было предела, когда обнаружили, что отсутствует… главный тормозной цилиндр. То есть речь о возможности тормозить здесь не могла вестись в принципе — не работал и так называемый ручник.

Денис Хитрик также рассказал, что на практике приходится сталкиваться и с нарушениями эксплуатации грузового транспорта. Так, в управление обратилась одна из организаций, в автопарке которой у грузовика произошел пневморазрыв шины. Эксперты установили, что это случилось из-за растрескивания нитей корда. Они не могут разрушиться мгновенно, и вывод очевиден: техника постоянно эксплуатировалась с перегрузкой.


Техника в помощь

На вооружении специалистов находится прибор для определения эффективности тормозных систем, который способен измерять фактическое замедление транспортного средства. Полученные результаты впоследствии сравниваются с нормативными показателями, что позволяет выносить основной вердикт.

Есть в арсенале экспертов и люфтомер — он предназначен для измерения суммарного угла поворота рулевого колеса до начала движения управляемых колес. С его помощью можно достаточно точно диагностировать состояние рулевого управления.

shamko@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter