В состоянии боевой пружины

Иван Гордейчик: От курсанта училища до генерал-майора

Когда шансов уцелеть не остается, человек сжимается, как пружина, а перед глазами проходит вся его жизнь, и тогда понимаешь, ради кого надо жить…

Каждый раз, когда встречаюсь с первым заместителем начальника Военной академии Беларуси генерал-майором Иваном ГОРДЕЙЧИКОМ (на снимке), испытываю чувство гордости и удовлетворения за то, что именно таким, как он, поручено готовить будущих офицеров.

Родился и вырос он в скромной семье колхозников в деревне Весея Слуцкого района, в которой кроме него воспитывались старшие сестра и брат. Деревенская жизнь, основой которой был и остается изнурительный ручной труд, не имеющий порой ни начала, ни конца, вложила в мальчишеское сердце лучшие человеческие качества, присущие людям белорусской деревни: смекалку, трудолюбие, упорство, физическую закалку и выносливость.

После окончания Весейской средней школы поступил в Гродненский техникум физической культуры. Закончить учебу не удалось. Был призван в ряды Советской армии. Служил в батальоне связи Группы советских войск в Германии. Офицеры посоветовали поступать в Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище. Что он и сделал.

Годы учебы были наполнены ежедневными занятиями, нарядами и караулами, марш-бросками, парашютными прыжками, зачетами и экзаменами. Для недавнего солдата-срочника все это было не обременительным.

В курсантские годы Иван женился на однокласснице Зинаиде, которая в то время училась в Гомельском государственном университете на математическом факультете. Первая любовь, которая зажглась еще в школьные годы, в дальнейшем стала для них негасимой свечой семейной жизни, освещающей тревожные разлуки, томительные ожидания и счастливые встречи.

Перед самым выпуском из училища, когда сыну Сергею исполнился почти год, Гордейчик написал рапорт с просьбой направить его для прохождения дальнейшей службы в Демократическую Республику Афганистан. Его ротный командир, капитан Александр Лебедь, ставший потом известным российским военачальником и политическим деятелем, успокоил «без пяти минут» лейтенанта и предложил ему сначала подрастить сына, а потом, мол, время рассудит, что и как. Война в Афганистане разгоралась со смертельной силой, Александр Иванович не хотел брать грех на душу, не подписал ни одного рапорта тем курсантам, кто имел детей. Будто предвидел, что побывать там придется не только Гордейчику, но и многим другим воспитанникам роты.

После выпуска из училища молодой офицер был направлен в 7-ю гвардейскую воздушно-десантную дивизию, штаб которой находился в городе Каунас, а ее воинские части — в других населенных пунктах Литвы. За шесть лет Иван Гордейчик прошел путь от командира разведвзвода до заместителя командира парашютно-десантного батальона. Воинское звание «капитан» получил досрочно.

Его взвод был признан лучшим в дивизии, а в 1985 году подчиненная старшему лейтенанту Ивану Гордейчику отдельная разведывательная рота дивизии стала лучшей в воздушно-десантных войсках. Командир роты был награжден медалью «За боевые заслуги».

Весной 1987 года капитан Гордейчик прибыл в 345-й гвардейский отдельный парашютно-десантный полк, который располагался на афганской земле в Баграме, начальником штаба 1-го батальона. Полком командовал Герой Советского Союза полковник Александр Востротин, мужественный, смелый и решительный офицер.

За два года участвовал в 123 боевых операциях, два раза был ранен. Попадал в такие круговороты, что, казалось, шансов спастись и остаться в живых не оставалось. «В таких ситуациях, — говорит Иван Аркадьевич, — человек сжимается, как пружина. Перед глазами проходит вся жизнь, появляется образ родителей, жены, детей. Без этого не было бы, наверное, такого желания выжить. А если уверен, что тебя где-то ждут, переживают — надо было вернуться…»  

В Афгане он состоялся как офицер, командир и военачальник. Во время войны Иван Гордейчик воплощал знания теории и практики ведения боя, которые когда-то получил в десантном училище. Он всегда говорит офицерам: «…Война показала, что в бою побеждает умнейший. Тот, кто лучше подготовлен к боевым действиям, проявляет терпение, выдержку, опираясь на тактическое мастерство и используя возможности боевой техники и вооружения, применяет хитрость и смекалку. Если командир будет уповать только на превосходство в живой силе и технике, рано или поздно он потерпит неудачу. Он должен сплотить воедино десятки и сотни людей разных характеров, чтобы каждый считал его командирскую волю своей, а его приказ — зовом души».

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter