В Сморгонском историко-краеведческом музее открылась выставка художника Эдуарда Матюшонка «Одна земля»

В самом названии выставки глубокий и многогранный смысл. Уроженец тех мест, где гений и мудрец Язеп Дроздович в своих странствиях между Мнютой и Аутой по-дружески заглядывал в хату его деда и рисовал «маляваныя дываны» для его матери, Эдуард Матюшонок сердцем навсегда остался привязан к своей родной Глубоччине. И Мнюта по-прежнему на его картинах и в его снах, хоть и живет художник уже тридцать лет в Вилейке.


Одна земля, будь то Мнюта, Вилейка, Сморгонь или Минск. Одна земля, горячо любимая, как мать, как отец, как самые дорогие и близкие люди, и другой земли никогда не будет. Вот что вложил художник в это название.

Это прорыв и для Сморгонского историко-краеведческого музея – одного из интереснейших в стране. Музей, основанный в 1984 году, с богатой экспозицией, посвященной Кревскому замку и двум мировым войнам, прокатившимся по белорусской земле, стал осознавать себя еще и в качестве художественной галереи. Так шаг за шагом, при поддержке государства и общества, выстраивается культура в регионах, в чем-то даже более яркая и самобытная, чем в столице.


Эдуард Матюшонок – самородок. Рожденный в крестьянской семье, он не получил сколько-нибудь систематического художественного образования. До всего доходил сам. И при этом уровень его живописной техники поражает.

Пишет он исключительно маслом на холсте, и это может быть холст, вытканный его матерью и тетей. А вместо подрамника – столешница от стола, за которым 30 лет сидела семья.


Такова его знаменитая картина «Ковчег», с которой он начинает все свои выставки. Потому что выставка Матюшонка – это еще и незабываемая экскурсия, поразительный по яркости рассказ, подробное объяснение каждой картины. И это объяснение открывает в ней такие глубины, которых рассеянный взгляд обычного зрителя никогда бы не разглядел.


– Три часа пролетели как одно мгновение! – восклицает директор Сморгонского историко-краеведческого музея Елена Бобина. – Лично для меня большая удача встретить такого художника на своем жизненном пути. И музей наш гордится тем, что принимает эту выставку и имеет возможность познакомить сморгонцев с вашим высокодуховным творчеством.


И действительно, картины Матюшонка одухотворены и глубоко философичны, хоть изображены на них – причем изображены с величайшей верностью и реализмом –самые обычные вещи: стога в поле, яблоки, деревья, простые деревенские цветы.

Есть, правда, у него и другой род живописи, где с поразительной реалистичностью художник воскрешает давно исчезнувшие белорусские замки и давно ушедших людей.

Первая выставка Матюшонка в Минске, в Национальном историческом музее, так и называлась: «Родина. Реконструкция». Она была посвящена Году малой родины.

– Эдуард Владимирович хоть и родился в Витебской области, но мы, вилейчане, по праву считаем его своим земляком, – сказала тогда, выступая перед присутствующими на открытии, председатель Вилейского районного совета депутатов Елена Чеботарь. –В его работах показана большая и малая родина с ее незабываемыми пейзажами, историей, традицией.


Вилейка любит Матюшонка не только как художника, но и как замечательного педагога. Вот уже тридцать лет он преподает мировую художественную культуру и рисование в Вилейской гимназии № 1 «Логос». А в последние годы еще и руководит образцовой детской студией «Вясёлка», в которую берет всех детей, талантливых и не очень, всех учит, всем дает настоящую профессиональную подготовку.

– Учитель – это почва, в которую кидают семена, – говорит Эдуард Владимирович.


Своими картинами он принципиально не торгует, живет и кормит семью на скромную зарплату педагога. Да и как бы он мог ими торговать, если творчество для него в простом, народном смысле этого слова – «священнодействие»?

– Я когда работаю, начинаю просить, чтобы мне было позволение, – говорит он.

Позволение от давно ушедших отца, матери, деда.


– И смотрите, начинают сыпаться яблоки. (Это опять же о полотне «Ковчег». – Ю.А.) И я понимаю, что яблочный Спас. Позволение – сынок, делай, можно, все освящено. Вот и получилась такая работа. Работа, которая тебя приглашает. Говорит: «Заходи. Это твоя хата. Это твой род. Отсюда все начиналось. Это все помогает жить».


А чтобы каждый зритель мог увидеть себя в своем доме, он не стал рисовать лица близких людей. Оставил белые пятна:

Пусть ваше воображение вставит в эту картину ваших родных…


Само слово «Ковчег» в названии его центральной картины – слово неслучайное. Ковчег – это родной деревенский дом, в котором сохраняются и передаются в будущее все те духовные ценности, которые нужны человеку для жизни.


И замечательнейшая выставка картин Матюшонка в 2019 году в Президентской библиотеке называлась «Дома» (с ударением на последний слог). Потому что идея дома, семьи, крестьянского рода, родовых семейных ценностей для художника центральная, теснейшим образом переплетенная с идеей большой и малой родины, с идеей нашей исторической памяти.

Кстати, инициаторами той выставки стали депутаты Национального собрания из Глубокого, Вилейки, Городка.

– Для меня национальная идея в том, что моя земля – это моя земля и никакой другой быть не может, – сказал тогда Эдуард Владимирович.


На этой земле и нигде больше он выставляет свои картины и рассказывает о них. Пятнадцать персональных выставок, все более и более широкий круг поклонников его творчества и учеников, членство в Белорусском союзе художников, о котором он не просил, но которое не так давно стало явью, несмотря на отсутствие канонического художественного образования, – все это дары той земли, на которой он живет и которую никогда ни на что не променяет.


…Кстати, ходят слухи, что на выставке в Сморгони по многочисленным просьбам посетителей кроме открытия будет еще неофициальное закрытие. Что опять приедет Матюшонок и кому-то повезет услышать его очередной незабываемый рассказ. Официально последний день выставки – 4 мая. Дата приезда Матюшонка пока не согласована. 

juliaandr@gmail.com

Фото из социальных сетей

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter