В ритме жизни

О законотворческих приоритетах народных избранников в интервью “НГ” рассказал Председатель Палаты представителей Владимир АНДРЕЙЧЕНКО

Считанные дни остались до открытия весенней сессии Палаты представителей Национального собрания Беларуси — второй для нынешнего депутатского состава. О законотворческих приоритетах народных избранников в интервью “НГ” рассказал Председатель Палаты представителей Владимир АНДРЕЙЧЕНКО

— Владимир Павлович, 2 апреля депутаты соберутся в Овальном зале на первое заседание весенней сессии, начнется новый законотворческий марафон, который продлится три месяца. Какой будет эта сессия?

— Она будет напряженной, так как ее примерная программа весьма насыщенная, включает широкий комплекс вопросов законодательного обеспечения развития страны. Их более шестидесяти. Значительная часть законопроектов подготовлена к рассмотрению либо проходит завершающую стадию подготовки. Так что задел для сессионной работы хороший.

— Что вам видится самым важным в сессионных обсуждениях?

— Экономика, а точнее — правовой ресурс модернизации реального сектора экономики, повышения его инновационной, инвестиционной составляющих и конкурентоспособности. Это объемный блок законопроектов. Ключевыми, полагаю, будут также темы трудовых отношений, безопасности человека и общества, совершенствования судоустройства, и я назвал бы еще правовые новшества в законодательном регулировании физкультуры и спорта.

— А корректировка избирательного законодательства?

— Законопроект еще не внесен в Палату представителей, но после внесения, разумеется, он будет в числе первоочередных к рассмотрению.

— Давайте поговорим о законодательных инициативах экономической направленности. Какие здесь предполагаются наиболее крупные решения?

— Они касаются инвестиций, развития конкуренции, энергосбережения, повышения эффективности хозяйственной деятельности, дальнейшей либерализации условий ее осуществления, рационального природопользования, продуктивности АПК, стимулирования предприимчивости и деловой инициативы через создание максимально благоприятных условий для экономической активности и ведения бизнеса. Это в общих чертах.

— Полагаю, что в будущем Законе “Об инвестициях” инвесторы хотели бы иметь конкретизированный юридический документ, реально гарантирующий защиту их законных интересов. Оправдаются ли эти ожидания?

— С этой целью законопроект был основательно проработан нашей Постоянной комиссией по экономической политике. Он конкретизирован, установлен механизм правовой защиты имущества инвесторов от национализации и иных мер принудительного изъятия, гарантируются невмешательство в частные дела инвесторов и свобода предпринимательской деятельности. Правовые предписания упрощены и прозрачны, чтобы было исключено их двоякое толкование на практике. Думаю, все это очень важно для стимулирования инвестиций, да и для развития концессий как формы инвестиционного сотрудничества.

— Законопроект “О концессиях” также на подходе к принятию?

— Да, депутаты надеются, что он позволит вовлечь в хозяйственный оборот объекты, находящиеся в исключительной собственности Республики Беларусь либо только в собственности государства. Причем в данном законопроекте ставка сделана на открытость, прозрачность и состязательность процесса отбора потенциальных концессионеров-инвесторов. Предусмотрено, что объекты концессии будут предоставляться по результатам проведения конкурса (аукциона). Плюс к этому определены требования к финансовой надежности и деловой репутации их участников, что также немаловажно для привлечения серьезных инвесторов. Принятие данных законопроектов станет очередным шагом в последовательной, системной работе по обновлению инвестиционного законодательства адекватно требованиям времени.

— Не менее ожидаемы в реальном секторе экономики законодательные новшества в противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции. Какова их суть?

— Предполагается корректировка целого ряда законодательных актов. Главный пункт здесь — антимонопольное законодательство должно применяться к субъектам хозяйствования одинаковым образом и в равной мере независимо от формы собственности, организационно-правовой формы и места их регистрации. Недопущение или ограничение конкуренции запрещается, как и соответствующие действия либо бездействие государственных органов и их должностных лиц.

— При этом правовой статус естественных монополий особый. Что устанавливается поправками в Закон “О естественных монополиях”?

— Устанавливаются единые правила доступа к их услугам субъектов хозяйствования государств, входящих в Единое экономическое пространство. В этом главная цель документа. Кроме того, зафиксированы новые принципы государственного регулирования деятельности естественных монополий, направленные на развитие конкуренции, соблюдение баланса их собственных интересов и потребителей их продукции.

— Для чего это делается?

— Чтобы поставить надежный барьер возможным негативным последствиям для экономики в случае использования естественными монополиями своего исключительного положения на рынках.

— Как вы полагаете, будет ли таким барьером, упреждающим недостаточную энергоэффективность многих предприятий, принятие законопроекта “Об энергосбережении” — одного из ключевых в сессионной программе?

— Хотелось бы, чтобы это было именно так. Поэтому ключевым посылом интенсивной проработки документа депутатами стало стимулирование положительных результатов энергосбережения как в производстве, так в и потреблении электроэнергии гражданами. Новый закон будет комплексно регулировать все, что связано с использованием топливно-энергетических ресурсов.

— Вы сказали, что в экономических планах Палаты представителей на весеннюю сессию есть и аграрные темы. Какие регулируются вопросы?

— На второе чтение идет законопроект “О племенном деле в животноводстве”. К обсуждению в первом чтении подготовлен проект Закона “О семеноводстве”. Они очень важны экономически, так как имеют принципиальное значение для сельскохозяйственной отрасли страны, специализирующейся на мясо-молочном животноводстве, картофелеводстве и льноводстве. А в условиях Единого экономического пространства Беларуси, России и Казахстана, расширения географии международных торгово-экономических связей Беларуси и предстоящего вступления страны в ВТО роль этого фактора возрастает многократно.

— Изменения в трудовом законодательстве всегда вызывают повышенный интерес, так как имеют социальное значение. В каком направлении корректируется Трудовой кодекс?

— Кодекс совершенствуется в четырех направлениях. Суть первого из них — в реализации решений Конституционного Суда Республики Беларусь, касающихся запрещения дискриминации в сфере трудовых отношений по возрасту или месту жительства, выплаты выходного пособия в случае расторжения контракта из-за невыполнения или ненадлежащего выполнения его условий нанимателем и предоставления отпуска по уходу за ребенком.

— Уточните, предоставление отпуска по уходу за ребенком — кому?

— Работающим отцам, другим родственникам не только в том случае, когда мать работает по трудовому договору, но и когда она работает не по трудовому договору, то есть является частным нотариусом, адвокатом, творческим работником, ремесленником, занимается деятельностью в сфере агроэкотуризма. Это право установлено также и для индивидуальных предпринимателей.

Второе направление изменений и дополнений, вносимых в Трудовой кодекс — детально конкретизированы особенности трудовых отношений в профессиональном спорте. Третье — повышается гибкость трудового законодательства в отношении регулирования режима рабочего времени, работы руководителей по совместительству, организации надомного труда. И четвертый аспект корректировки Трудового кодекса — совершенствование правовых норм с учетом практики их применения. В том числе определен более прозрачный механизм компенсации за работу в сверхурочное время, в государственные праздники, праздничные и выходные дни.

— Как вы полагаете, принятие проекта Закона “О физической культуре и спорте” будет способствовать более активному привлечению молодежи к физкультурным занятиям?

— Такова одна из главных целей данного законопроекта. Закрепляется сложившаяся практика создания и функционирования центров физического воспитания и спорта учащихся и студентов, предусмотрено создание городских, районных физкультурно-оздоровительных центров, физкультурно-спортивных клубов, а также зафиксированы положения о спортивно-оздоровительном лагере. Новый законодательный акт комплексно урегулирует наиболее важные отношения в сфере физкультуры и спорта и, полагаем, поспособствует совершенствованию системы подготовки в стране спортивного резерва.

— Вторая сессия Палаты представителей начнет работу в знаменательный день, в который отмечается единение народов Беларуси и России. Как вы, Владимир Павлович, оцениваете белорусско-российские парламентские взаимоотношения?

— Эти взаимоотношения являются неотъемлемой частью наших дружественных, братских межгосударственных отношений, которые достойно прошли проверку временем, преодолели все испытания на пути союзного строительства и в последние годы активно наращивают динамику развития на благо наших народов. Это подтверждается и недавними знаковыми событиями — встречей президентов Беларуси и России и заседанием Высшего Государственного Совета Союзного государства в Санкт-Петербурге. Союзная интеграция дает значительный эффект для двух стран не только в экономике и торговле, но и по всему комплексу взаимовыгодного сотрудничества. Наработанный Парламентским Собранием Союза Беларуси и России опыт со всей очевидностью показал, что партнерство белорусских и российских парламентариев является важнейшим условием успешности интеграционного процесса. Последовательно укрепляя наше взаимодействие, мы, я уверен, будем активно содействовать решению качественно новых задач союзного строительства.

— Что вы считаете главным на старте второй сессии Палаты представителей?

— Взять хороший темп в рассмотрении законопроектов, построить работу в конструктивном ключе. Думаю, так и будет.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter