В режиме ручного управления

Наша таможня подвела первые итоги работы Таможенного союза

Белорусская таможня подводит первые итоги функционирования Таможенного союза

Начало июля белорусский бизнес провел как на иголках. Когда до запуска Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана оставалось всего несколько дней, ни власти, ни предприниматели в деталях не знали, как на практике будут работать многие нормы ТС. В результате таможенные службы трех стран даже вынуждены были открыть «горячие линии», чтобы в «ручном режиме» разрешать возникающие сложности.

«Сегодня линия у нас продолжает работать, но число обращений граждан, предпринимателей и специалистов по ВЭД сократилось примерно в десять раз», — рассказывает зампредседателя Государственного таможенного комитета (ГТК) Беларуси Леонид Досов. Пока, по словам специалиста, таможенные нововведения играют на руку транзитной Беларуси: поток транспорта на дорогах страны в июле — начале августа существенно увеличился. «Показатели достигли уровня докризисного 2008 года и даже немного перекрыли их. Просто за время кризиса транспортные компании научились считать деньги, а альтернатив дешевле, чем двигаться по коридору М-1/Е30, у них на сегодняшний день нет. Ранее были случаи, когда транспорт нелогично двигался в обход Беларуси, но сегодня этого практически нет», — отмечает Леонид Досов.

А вот каких-то особых трудностей по итогам первого месяца работы Таможенного союза белорусские таможенники не отметили. Разумеется, некоторые вопросы возникают, например в терминологии при формировании нормативно-правовой базы, но это, скорее, нормальная рабочая ситуация. Просто, как признают в ГТК, экономический альянс трех стран пока еще не приблизился к той стадии, когда можно будет говорить о совершенной модели. Несмотря на то что по большинству принципиальных вопросов функционирования Таможенного союза России, Беларуси и Казахстану удалось достичь согласия, мелкие нестыковки все еще портят жизнь и таможенникам, и перевозчикам, и экспортерам. Для того чтобы устранить шероховатости, в ГТК даже создали Общественный совет, в который вошли крупнейшие предприниматели страны, представляющие практически все отрасли белорусской экономики. В ходе встреч с отечественным бизнесом белорусская таможня намеревается искать те самые недочеты, которые не позволяют Таможенному сою-зу стать полноценной экономической структурой. «ГТК Беларуси намерен продолжить консультации с субъектами хозяйствования, чтобы определить, какие проблемы у них возникают или могут возникнуть в ходе реализации Таможенного кодекса и какими они видят пути их решения», — пояснил Леонид Досов. По его словам, в последующем ГТК намерен использовать эти предложения при подготовке нормативно-правовых актов, приказов и других документов.

Как отмечает начальник Управления организации борьбы с контрабандой и административными таможенными правонарушениями ГТК Андрей Михалькевич, активно изменяющаяся экономическая ситуация во внешней торговле, а также социальные перемены диктуют необходимость постоянного совершенствования действующих норм административного законодательства. Весной нынешнего года таможенники пошли на беспрецедентные меры по декриминализации отдельных видов деяний. В частности, для отдельных правонарушений была даже исключена административная ответственность. «Например, если подана декларация не той формы, в ней не заполнены все необходимые графы либо ее подает неуполномоченное лицо, то в случае устранения данных недостатков на стадии таможенного оформления административная ответственность за такие действия не наступает», — поясняет Андрей Михалькевич. Накануне присоединения страны к Таможенному союзу белорусскими таможенниками была проведена оптимизация размеров штрафов, налагаемых за совершение правонарушений. Основательно был пересмотрен вопрос ответственности за перемещение физлицами валюты без декларирования через таможенную границу (на сегодняшний день это сумма, превышающая эквивалент $ 10 тыс.). Ныне санкции предусматривают конфискацию только незадекларированных денег. Иными словами, если еще полгода назад гражданин, провозящий «мимо декларации», к примеру, $ 10,2 тыс., рисковал всей суммой, то теперь в зону ответственности попадают только $ 200.

Работа по совершенствованию белорусского административного законодательства продолжается. Ведь единый Таможенный кодекс, а также несколько десятков его сопровождающих договоров и решений Комиссии ТС сделали так, что многие полномочия таможенного регулирования передвинулись на наднациональный уровень. В частности, в ближайшее время для экспортеров в Евросоюз введут обязательное электронное декларирование товаров. Нововведение вступит в силу с начала будущего года. Как рассказывает замначальника управления таможенного контроля ГТК Наталья Рынкевич, экспортерам предстоит отправлять сведения в таможенные органы той страны, куда планируется осуществить ввоз груза, еще до пересечения границы еврозоны. В частности, при перевозке автотранспортом — максимум за 1 час до подъезда к терминалу, а при перевозке по железной дороге — за 2 часа. Переданная информация будет использоваться таможенными органами для анализа рисков с целью охраны общественных интересов и окружающей среды.

На снимке: на таможенном пункте «Новая Гута».

Фото: БЕЛТА

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter