В режиме реального времени

Теперь на сайтах Государственного таможенного комитета и Брестской таможни можно узнать, есть ли очередь ожидающих выезда из страны у шлагбаума перед пунктом пропуска «Брест — Тересполь»...

Теперь на сайтах Государственного таможенного комитета и Брестской таможни (http://brest.customs.gov.by) можно узнать, есть ли очередь ожидающих выезда из страны у шлагбаума перед пунктом пропуска «Брест — Тересполь». Причем в режиме реального времени. Картинка обновляется каждые 5 секунд. Пока работает только камера на Варшавском шоссе, а в перспективе прямые трансляции можно будет получить из ПТО «Мокраны» и «Козловичи». Брестская таможня показала в интернете не просто статистику, а живую ситуацию. Новшество инициировано руководством ГТК.


Интересуюсь у начальника отдела информационных технологий и информационной безопасности Брестской таможни Юрия Пахомова: не создаст ли трансляция проблем тем, кто ждет оформления на выезд? Ведь не всякий, допустим, обрадуется, что о его поездках узнает сосед...


Юрий Александрович открывает сайт и обращает мое внимание, что номера машин неразличимы. Как и лица самих автомобилистов или их пассажиров. То есть никакой личной информации любопытствующие не получат.


— На сайте можно увидеть не только реальную картину перед пунктом пропуска, но и получить другие полезные ссылки, нужные тем, кто пересекает границу, — добавляет Юрий Пахомов.


— Но ведь информационные технологии — это не только сайт...


— Конечно. Сайт — лишь малая видимая часть работы нашего отдела из 8 человек. Мы сопровождаем до 20 программ, необходимых для таможенного оформления и контроля. Программы разработаны в Минской центральной таможне или закуплены ГТК, затем успешно внедрены сотрудниками нашего отдела.


— Можно сказать, что таможня уже вовсю использует «безбумажные технологии»?


— Именно так. Полученную информацию нужно упорядочить, проверить, сравнить, наконец, вынести решение. Использование современных компьютерных программ ускоряет процессы оформления, убирает расстояния между субъектами хозяйствования и таможней.


— А если конкретно?


— Например, с помощью системы «Дело» уменьшился бумажный документооборот, а каждый электронный документ получил юридическую силу благодаря электронной цифровой подписи. Более двух лет работает региональный центр выдачи сертификатов открытого ключа проверки подписи (ЭЦП) на базе нашего отдела. Благодаря этому все субъекты хозяйствования Брестской области, которые участвуют в электронном декларировании, получают ЭЦП в Бресте. Сегодня около 30 процентов всех перемещений через границу в автодорожных пунктах пропуска осуществляется на основании электронного предварительного информирования. Главный результат — сведение к минимуму временных и финансовых затрат участников внешнеэкономической деятельности.


— А как вы обеспечиваете высокую эффективность работы в условиях Таможенного союза?


— У нас единое информационное пространство. Технологии позволяют исключать дублирование ввода информации и проведение контрольных операций в отношении товаров и транспортных средств, перемещаемых через внешнюю границу Таможенного союза. Но что касается электронного декларирования, то российский бизнес к нему пока готов не в полной мере. Так считают наши коллеги из России. Кстати, россияне наряду с белорусами активно просматривают наш сайт, а вот казахи среди посетителей — еще редкость.


— Информационная безопасность сегодня — тоже актуальная тема.


— Информация хоть и виртуальная, но имеет стоимость. При помощи специальных программно–аппаратных средств мы отражаем вирусные атаки. Также следим, чтобы информация, доверенная таможенникам, не передавалась другим лицам, не была уничтожена — случайно или умышленно. Исключение несанкционированных изменений данных — тоже наша задача.


— А если форс–мажор? В начале апреля информагентства сообщали, как 75–летняя бабушка в поисках меди повредила оптоволоконный кабель, на несколько часов оставив без интернета всю Армению и большую часть Грузии. Допустим, найдется у нас такой «герой». И что, работа таможни будет парализована?


— Ни в коем случае. У нас во избежание подобных ситуаций предусмотрены запасные линии связи, переход на которые осуществляется автоматически, без участия человека. А еще оборудование имеет резервирование — как на аппаратном уровне, так и по электропитанию.

 

Фото предоставлено брестской таможней.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter