В развитие нового Закона "О туризме": как предлагается формировать и чем наполнять турреестр

На общественное обсуждение вынесен проект постановления Совета Министров «О порядке формирования и ведения реестра субъектов туристической деятельности». Документ принимается в развитие Закона «О туризме», который заработает с 2023 года. В частности, с этих пор подача сведений в реестр должна стать обязательной, а перечень включаемой информации – стать шире. Изменения направлены на улучшение учета и систематизацию сведений о компаниях, занятых в туризме.

kopyl.by

Так, например, предлагается, что формировать и вести реестр будет Минспорта и туризма или уполномоченная им госорганизация. Сейчас, к слову, этим занимается Департамент по туризму, входящий в структуру регулятора. Подать заявление можно в письменной форме или посредством электронного документооборота (с января 2024 года) по разработанным образцам-приложениям – для включения в реестр, для внесения изменений в сведения реестра, для исключения из реестра, а также для предоставления данных из реестра. Кстати, представление информации посредством электронного документа будет осуществляется через единый портал электронных услуг общегосударственной автоматизированной информационной системы. Доступ к единому порталу возможен с использованием личного ключа электронной цифровой подписи юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

В реестр предлагается включать сведения о наименовании туркомпании, ФИО ИП, месте нахождения фирмы или месте жительства предпринимателя, регистрационный номер в Едином госрегистре юрлиц и ИП для резидентов страны или регистрационный номер (при его наличии) в реестре иностранного государства для нерезидентов, УНП, филиалы компании и их адреса, специализацию (внутренний, международный въездной или выездной), вид турдеятельности (туроператорская или турагентская), адрес сайта и электронной почты, ФИО руководителя туркомпании, ИП или наименование юрлица, выполняющего функции исполнительного органа туркомпании и его контактные данные – на случай, чтобы потребитель знал, к кому обращаться с вопросами и жалобами. В реестр также планируется вносить данные о наличии договора страхования ответственности туроператора (номер и дата договора, наименование страховой организации), договора о выдаче банковской гарантии (номер и дата договора, название банка) или об участии в формировании фонда ответственности туроператоров при турсоюзе. Если выбор туроператора, занятого в выездном туризме, пал на последний вариант обеспечения гарантии, то надо внести в реестр и сведения о членстве в конкретной ассоциации. Также туркомпании попросят рассказать о приостановке работы и сроках, наличии добровольной сертификации туруслуг.

Кроме того, туроператор, согласно Закону «О туризме», обязан представлять в Минспорта или в уполномоченную им организацию сведения о наступлении случаев невозможности исполнения им обязательство по выездным турам. Одновременно в адрес регулятора сведения о невозможности исполнения обязательств по турдоговорам со стороны туроператоров или других туркомпаний могут идти от судов или иных госорганов.

Регулятор или уполномоченная им организация в течение пяти рабочих дней принимает решение о включении или невключении в реестр компании. Так, турфирме может быть отказано, если заявление составлено не по форме, направлены заведомо недостоверные данные, сведения представлены не в полном объеме – причина будет обязательно уточнена.

– Ведение реестра осуществляется в пределах бюджетных средств, выделенных Минспорту в соответствии с пунктом 3 подпрограммы «Кадровое и учебно-методическое обеспечение в сфере туризма» Государственной программы «Беларусь гостеприимная» на 2021-2025 годы, утвержденной постановлением Совета Министров от 29 января 2021 года № 58, – обратили внимание в министерстве. – В 2023 году запланирован перевод реестра в формат электронных услуг, однако реализация данного мероприятия будет осуществляться в пределах средств названной госпрограммы. В этой связи принятие постановления Правительства «О порядке формирования и ведения реестра субъектов туристической деятельности» не повлечет изменение величины доходов, расходов и источников финансирования республиканского и местных бюджетов, доходов и расходов юридических и физических лиц. Поскольку ведение соответствующих административных процедур будет осуществляться на безвозмездной основе, доходно-расходная часть субъектов туристической деятельности не изменится. Расходы, связанные с почтовым отправлением письменных заявлений, априори полагаются как и при действующем уведомительном порядке формирования и ведения реестра. Помимо этого, поскольку основные нововведения относительно формирования и ведения реестра предусмотрены Законом «О туризме», а проект направлен лишь на их детализацию, ухудшение условий осуществления предпринимательской деятельности не предвидится.

Кстати, в начале декабря 2021 года в Реестре субъектов турдеятельности значилось 1569 компаний. При этом, по данным Белстата, в 2021 году в стране работало 1315 туркомпаний. Несистематичность и необязательность предоставления и обновления данных влияла на то, что у регулятора не было полной и оперативной информации о ситуации на рынке, а у потребителей – достоверной картины об игроках отрасли и их контактах. 

Общественное обсуждение постановления Совмина «О порядке формирования и ведения реестра субъектов туристической деятельности» завершится 14 мая. Это – один из нескольких документов, которые разработаны в развитие нового Закона «О туризме» и которые сейчас тоже находятся на рассмотрении общественности.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter