В рабочем порядке

Вот уже две недели мы живем по законам Таможенного союза. Как изменилась работа таможни?

Вот уже две недели мы живем по законам Таможенного союза. Как изменилась работа таможни? С какими трудностями сталкиваются туристы и предприниматели? Что нас ждет впереди? На эти и другие темы мы беседуем с заместителем председателя Государственного таможенного комитета Сергеем БОРИСЮКОМ.


— Сергей Валерьевич, можно ли по прошествии полумесяца работы в новых условиях подвести предварительные итоги?


— Отвечу так: ничего сверхъестественного в первые дни функционирования Таможенного союза не произошло. Граница работает в прежнем режиме, внутренние таможни — тоже. Да и принципиальных и неожиданных для нас изменений в части администрирования, по сути, не было: ни в законодательстве Таможенного союза, ни в его практическом применении. Серьезные перемены произошли в области тарифного и нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности, но в этих условиях мы работаем уже с 1 января. А те прогрессивные нормы, которые использовали раньше, нашли отражение и в Таможенном кодексе Таможенного союза. Это и возможность электронного декларирования товаров, и осуществление операций таможенного контроля исключительно на основе системы анализа рисков. Наконец, сохранился институт добросовестных участников внешнеэкономической деятельности, правда, под другим названием — уполномоченных экономических операторов. Мною названы три стратегических направления, по которым развивается белорусская таможенная служба, и от них мы отказываться не собираемся. А для обычных граждан по многим позициям и вовсе произошла либерализация. К примеру, увеличились нормы беспошлинного ввоза, многие категории товаров теперь не облагаются пошлинами...
— А как отнеслись к нововведениям путешественники–отпускники?


— Думаю, большинство изменений просто не заметило. А кто–то наверняка и порадовался. Например, раньше, когда люди в отпускной сезон возвращались из Украины, возникало немало вопросов по ввозу в Беларусь сельхозпродукции. Сейчас такие товары таможенным законодательством включены в норму 50 килограммов беспошлинного ввоза. Со дня вступления в силу Таможенного кодекса Таможенного союза в Государственном таможенном комитете и таможнях работают оперативно–информационный центр и оперативно–информационные группы. В первую неделю зафиксировали много звонков от физических и юридических лиц. Возросла посещаемость сайта ГТК. Так, если с 20 по 26 июня зарегистрированы 7.346 посещений, то с 4 по 10 июля — 19.200.

 

Проанализировали обращения: каких–то серьезных провалов или брешей в законодательстве, жалоб на действия сотрудников не обнаружили. В основном вопросы касаются норм беспошлинного ввоза, ситуации с транспортными средствами, товаров из третьих стран, которые везут из России.


— Адаптировались ли к изменениям сами таможни?


— Каждый сотрудник таможенных органов прошел обучение и сдал зачет на знание законодательства Таможенного союза. С участием субъектов хозяйствования провели региональные семинары. Информацию на места мы довели и продолжаем доводить по мере возникновения тех или иных вопросов. Да, нормативно–правовая база уже сформирована, но это не значит, что каждый документ используется ежедневно: порой необходимы консультации. Опять же есть ряд отсрочек по применению некоторых норм — из–за необходимости привести в соответствие информационные системы, которые используются таможенными органами Беларуси, России и Казахстана. Этим мы сейчас и занимаемся. В перспективе приступим к созданию единой информационной системы для трех стран. Дело затратное, реализовать идею, на мой взгляд, можно лишь при наличии общего источника финансирования проектов — так, как это делается в Союзном государстве. Пока, к сожалению, такого источника в условиях Таможенного союза не предусмотрено. А ведь эффективный обмен информацией — это основа грамотного таможенного администрирования. Недавно в Москве состоялась рабочая встреча заместителей руководителей таможенных органов стран — участниц Таможенного союза, во время которой много внимания как раз и уделили информационным технологиям.


— Несмотря на сближение законодательств, на белорусско–российской границе по–прежнему можно увидеть очереди. Неужели и Таможенный союз не решит проблему?


— Должен решить. Другое дело, что сегодня существует ряд изъятий из режима его функционирования. Поэтому наши коллеги из России пока не готовы полностью упразднить таможенный контроль на границе. Но граждан эти процедуры не касаются.


— Сергей Валерьевич, какие новшества ждут нас в ближайшем будущем?


— Опять же ничего кардинального не произойдет. Что касается самого популярного сегодня вопроса — ввоза автомобилей, то еще раз напомню: до 1 июля 2011 года в отношении легковых транспортных средств будут действовать прежние ставки пошлин. В дальнейшем, думаю, целесообразно было бы все же от них отказаться — чтобы создать равные условия ввоза как для юридических, так и физических лиц. Да и криминальный интерес у создателей нелегальных схем ввоза автомобилей в страну пропадет.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter