В Гомеле можно совершить путешествие во времени на миллионы лет назад

В прошлое через керн

Увлекательнейшее путешествие во времени на миллионы лет назад сегодня можно совершить в Гомеле. Достаточно попасть в единственное на территории Беларуси кернохранилище, где нефтяниками собрана самая богатая коллекция каменного материала. А это без малого 35 километров керна, добытого из 1450 скважин “Белоруснефти”. Однако собирают и берегут камни неспроста. По ним можно прочитать не только историю развития Земли, но и просчитать нефтеносные точки на карте.

Литолог Евгений Калейчик знакомит с уникальными экземплярами коллекции каменного материала, которая насчитывает более 200 образцов.

Заместитель генерального директора компании Петр Повжик вводит в курс дела. Вплоть до 2015 года каменный материал Припятского прогиба хранился в Минской и Гомельской областях. Однако с открытием нового кернохранилища в городе над Сожем, отвечающего всем запросам и требованиям, эта работа сосредоточилась исключительно в Гомеле. Собеседник объясняет, в чем преимущества такой модели работы с породами:

— Центр обработки, исследования и хранения керна, а именно так он называется, объединил два начала. С одной стороны, хранение важного природного материала. С другой, проведение всего комплекса исследований. По сути, керн — единственный фактический материал, который позволяет геологам определить перспективы нефтеносности территории, где проводится разведка. Это первоисточник обширной информации: о геологическом строении недр, условиях осадконакопления, вещественном составе горных пород, наличии и отсутствии в них углеводородов.

Для полной ясности специалисты проводят общий ликбез, объясняя, что керн — это образец горной породы, выбуренной специальным видом бурения с глубины до 7 километров. Рассматриваю выложенные в ячейках камни цилиндрической формы. Меня пока впечатляет только то, что многим из них уже минуло 350—370 миллионов лет. А вот геологи и литологи расшифровывают “посланцев” недр без особых трудностей. Насквозь видят этот керн. Геолог Анна Ерошенко, словно учитель в школе, старается подбирать понятные слова и образы:

— В то далекое время гомельские окрестности представляли собой теплое море с обилием водорослей и коралловых рифов. Нечто похожее сегодня можно увидеть на Красном море. В таких условиях и формировались белорусские месторождения углеводородного сырья. Первая поисково-разведочная Речицкая скважина была пробурена в 1961 году. Скважиной-первооткрывательницей является Речицкая № 8. С того момента пробурено 15 скважин. Девять из них работают и сегодня.
—  Неужели все породы, добытые при бурении скважин, интересуют специалистов? Это же никакого хранилища не хватит.

— Разумеется, не все. Пристальное внимание к породам — коллекторам углеводородов. То есть горным породам, содержащим пустоты, которые способны вмещать и фильтровать такие интересующие нас флюиды, как нефть, газ, вода. Они и указывают на нефтеносность районов.

Экземпляры керна, разложенные по ячейкам, внешне заметно отличаются друг от друга. Вот в руках Анны появляется многослойный “цилиндр”, похожий на губку, с черными вкраплениями, его сменяет “столбик” без явных отклонений в цвете и без пустот. Однако и тот и другой варианты, по словам специалиста, перспективны для исследований:

— Припятский прогиб обладает сложным и одновременно уникальным нефтеносным комплексом, — объясняет геолог. — Породы имеют мозаичное строение. Вот обратите внимание на сферические “рисунки” — это водорослевые образования. В условиях неспокойного мелководья песчинки наскакивали, наматывались на водоросли, в итоге образовывая сферу. Эти водорослевые образования нефтенасыщены и являются коллекторами углеводородов.

Привезенный из разных скважин материал отправляется на бессрочное хранение в кернохранилище. Огромный бокс, уставленный стеллажами высотой до 9 метров, напоминает библиотечные лабиринты. Правда, для керна используются влагостойкие огнезащищенные коробки с теплоизоляционным уплотнителем. Геолог Рустам Казимов уточняет детали:


Ведущий инженер Ирина Бобкова демонстрирует один из видов лабораторных исследований керна.

— Породы систематизированы, каталогизированы и уложены по зонам нефтегазонакопления — север, центр и юг. Микроклимат для хранения недр создается современной системой кондиционирования и вентилирования. Это температура воздуха в пределах +18 — 21 градус, влажность около 75 процентов. Все это предотвращает разрушение камня, позволяя ему храниться практически вечно.

Однако пока основная масса пород пребывает на стеллажах, их образцы детально изучаются в лабораториях Центра обработки, исследования и хранения керна.

Сотрудник лаборатории Евгений Напреенко демонстрирует керн с едва видимым следом на породе. Отпечаток на камне оставил червь, живший 360 миллионов лет назад. Специалист расширяет кругозор:

— Такие черви зарывались в ил, любили мелкое море. Или вот образец, сохранивший контур древнего растения в виде черных углефицированных остатков. Они сносились с берега речными потоками или морскими волнами. Что касается конечного итога работы нашей лаборатории, то на основе полученных результатов составляются литологические карты, где обозначены зоны, перспективные для нефтедобычи.

Вся информация, полученная во время исследований, стекается в корпоративную базу данных в кабинете камеральной обработки. Здесь результаты синтезируют, корректируют, сопоставляют между собой, составляют диаграммы минерального состава пород, карты районирования, которые помогают при геологоразведке, а также при разработке залежей. Кстати, составленная литологами карта нефтеносного пласта для будущей разработки сейчас выводится в двух измерениях. Но в ближайшее время будет внедрена методика изготовления трехмерной модели пласта. Это даст возможность иметь полное представление о наличии нефти и сопутствующих веществах еще на старте работ. Заместитель директора института БелНИПИнефть Борис Дубинин рассказывает о невидимых обывателю вещах:

— Работа литолога внешне неэффектна. Она проходит за компьютерной техникой в тиши кабинетов, где созданы все условия для чтения языка камня. Но идущие из глубин веков знания чрезвычайно важны. Они нужны для прогнозирования местонахождения неизвестных залежей нефти, проектирования геолого-разведочных работ, эффективного направления имеющихся ресурсов компании, указания мест для ведения сейсморазведочных работ. Исследования керна помогли уже сегодня получить данные о 5 миллионах тонн нефти, которые только предстоит добыть.

Финальная точка экскурсионного маршрута — богатейшая коллекция керна, который добыт в Припятском прогибе. Всего порядка 200 образцов, полученных при нефтепоисковых геологоразведочных работах за полувековую историю компании “Белоруснефть”. На срезах пород просматриваются кораллы, растения, ракушки, моллюски. Среди них есть совершенно уникальные образцы, которые несут в себе письмена, начертанные сотни миллионов лет назад, когда Гомель был огромным теплым морем с рифами и золотым песком.


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter