В производстве невозможного не бывает

ОАО «Гродненская  табачная  фабрика  «Неман»  освоила  полный  спектр  продукции  в  своем  сегменте  рынка

ОАО «Гродненская  табачная  фабрика  «Неман»  освоила  полный  спектр  продукции  в  своем  сегменте  рынка

Некоторые экономисты придерживаются мнения: неэффективная    работа предприятия — следствие внутренних просчетов, а не внешних факторов. Успех неизбежен, если производство функционирует как часы, качество и себестоимость продукции выдерживают конкуренцию, руководители не топчутся на месте, а занимаются аналитикой и прогнозированием ситуации на рынке, оперативно корректируют стратегию развития предприятия: Вроде бы ничего сложного, но воплотить в жизнь эти постулаты удается далеко не всем топ-менеджерам. А потому и слышатся иногда жалобы о давлении импорта, дорогом сырье или других проблемах. Но на то руководители и поставлены, чтобы решать эти вопросы, а не просто озвучивать. ОАО «Гродненская табачная фабрика «Неман» — уникальная для Беларуси компания. За три года предприятие из убыточного превратилось в высокорентабельное и технологичное. Сегодня с ним готовы сотрудничать многие международные отраслевые корпорации. Недавно на ГТФ «Неман» ввели в эксплуатацию новую производственную линию по выпуску продукции класса SuperSlim — заключительный аккорд в выполнении программы 2006—2008 годов по освоению выпуска импортозамещающих товаров и модернизации основных фондов.

Нужен ли импорт на отечественном рынке? Особенно товаров, которые не относятся  к группе «критических» и производятся в Беларуси? Вопрос почти философский. Эксперт в области макроэкономики однозначно скажет: переход на потребление исключительно отечественной продукции благоприятно влияет на социально-экономические показатели. Растут объемы производства (считай — ВВП страны), улучшается внешнеторговое сальдо, увеличивается налогооблагаемая база, создаются новые рабочие места. У маркетологов иная позиция: необходима конкуренция, на рынке все решает выбор покупателя, для повышения качества на производителей необходимо соперничество с коллегами. Парадоксально, но правы и те, и другие. Вроде бы совместить два полярных мнения — утопия. Но в экономике нет ничего невозможного. Если не мыслить стереотипами, а применять новые подходы. И руководство ГТФ «Неман» нашло управленческие решения, которые сегодня позволили до минимума сократить поставки продукции зарубежных коллег Гродненской табачной фабрики, но не отразились на торговом ассортименте. И сальдо улучшили, и потребитель в накладе и обиде не остался.

Как и гениальные теории, тактика «Немана» последние три года не являлась запредельно сложной. И один из ее постулатов гласил: с конкурентами необходимо не «бороться», а сотрудничать, постоянно у них учиться (чтобы не повторять чужие ошибки) и полученные знания и опыт внедрять в своем производстве. Такой курс себя оправдал. И сегодня фабрика стала одним из лидеров среди предприятий концерна «Белгоспищепром». А ведь еще три года назад ее финансовое состояние и позиции на рынке не тянули даже на удовлетворительно.

В начале 2000-х годов фабрика могла производить только продукцию нижнего ценового сегмента. А ведь дешевые товары изначально обладают и минимальной прибыльностью, и рентабельностью. Тем не менее еще 4—5 лет назад технологии и оборудование гродненской табачной фабрики не позволяли выпускать продукцию, которая могла бы конкурировать на рынке. «Дорогие» ниши тогда плотно оккупировали иностранные предприятия.

Основной целью программы развития ОАО «Гродненская табачная фабрика «Неман» на 2006—2008 годы были техническая модернизация основных фондов, освоение новых видов продукции, а также развитие контрактного производства товаров под ведущими иностранными торговыми марками. В 2007 году на предприятии запустили в эксплуатацию новую современную итальянскую производственную линию, которая способна использовать все известные виды и типы упаковки. Это дало возможность наладить контрактное производство продукции среднего и высокого ценового сегмента под международными торговыми марками. Раньше их завозили исключительно по импорту, и новое производство позволило значительно снизить поставки из-за рубежа. Инвестиционный проект 2007 года обошелся в 4,5 миллиона евро.

Сегодня ГТФ «Неман» производит до 95 % портфеля импортных торговых марок одной из международных корпораций, представленных в Беларуси. Причем потребитель, в принципе, не почувствовал снижения объемов зарубежных поставок. «Неману» удалось быстро насытить внутренний рынок и тем самым практически исключить контрабандные поставки. Сегодня они занимают всего лишь несколько процентов — один из самых низких показателей среди европейских стран. Конечно, таких результатов удалось добиться благодаря поддержке и одобрению проектов ГТФ «Неман» и главой государства, и правительством, и руководством концерна. Предприятие всегда находило понимание у органов государственного управления, губернатора Гродненской области и областной администрации. А государственная поддержка, как показывает опыт некоторых восточноевропейских стран, очень важна для этой отрасли: в государствах, в которых был полностью открыт внутренний рынок для импортной продукции, уже практически полностью лишились собственного производства.

В этом году ГТФ «Неман» продолжала активную модернизацию. Предприятие заключило договор с немецкой компанией «Хауни» на поставку двух производственных линий: для SuperSlim и KingSize. Их общая стоимость составила более 10 миллионов евро. Для финансирования этого проекта была открыта иностранная кредитная линия.

— Линия SuperSlim позволит освоить выпуск новой импортозамещающей продукции, — говорит заместитель генерального директора по коммерческим вопросам Дмитрий Чугай. — Фактически это новый шаг в развитии технологий. Сегодня фабрика способна выпускать полный спектр профильных изделий. С запуском этой линии в эксплуатацию предприятие сможет практически полностью обеспечить потребности внутреннего рынка, в том числе и высокого ценового сегмента. Ряд партнеров уже выразил желание организовать контрактное производство SuperSlim под своими торговыми марками на нашем предприятии. Готовы потенциальные контрагенты и вкладывать инвестиции в оборудование наравне с фабрикой.

На новой линии KingSize на ГТФ «Неман» планируют выпускать собственные бренды. Современное немецкое оборудование позволит списать несколько старых линий, которые уже морально устарели, часто ломаются, что влечет за  собой лишние издержки, которые существенно отражаются на себестоимости продукции. KingSize открывает и новые маркетинговые возможности. Контрактное производство, несомненно, выгодно для фабрики: позволяет загрузить производственные мощности, сократить долю косвенных издержек и накладных расходов, увеличивать объемы производства. Но наибольшую прибыль предприятию сегодня дает выпуск товаров среднего и верхнего ценовых сегментов под собственными торговыми марками. Скажем, если на пачке с импортным названием гродненская табачная фабрика зарабатывает 55—70 рублей, то выпуск своих брендов дает заработать 90—115 рублей. Прибыль получается почти в два раза больше. Высокая рентабельность позволяет постоянно повышать социальную значимость предприятия. За последние три года на предприятии средняя зарплата выросла более чем в два раза, постоянно расширяется социальный пакет для сотрудников, создаются новые рабочие места. Увеличивается и государственное значение ГТФ «Неман»: фабрика является лидером по налоговым отчислениям в Гродненской области, входит в число самых крупных налогоплательщиков страны. В этом году предприятие уплатило в консолидированный бюджет более 100 млрд. рублей. И освоение новых видов продукции увеличивает эти отчисления.

Продукция класса SuperSlim усилит и финансовые, и маркетинговые позиции предприятия на внутреннем рынке.

Начало производства SuperSlim на ГТФ «Неман» считают важным историческим этапом в жизни фабрики. По оценкам аналитиков, этот сегмент продукции весьма перспективный с точки зрения роста. Увеличение потребления его в некоторой степени сдерживалось объемами предложения: квоты так или иначе ограничивали импортеров, а отечественной продукции такого класса в республике не выпускалось. С открытием и собственного, и контрактного производства будет расширяться и сегмент SuperSlim. Например, в России и Украине он составляет 7—10 %, а в Беларуси сегодня только 3—4 %. И у отечественного производителя открывается новая ниша для наращивания объемов производства за счет вытеснения импорта. Кстати, и по прибыльности этот класс продукции — один из самых привлекательных. Более рентабельными являются только товары сегмента премиум, но скромные объемы их потребления в Беларуси делают экономически невыгодным их промышленное освоение.

Хотя на фабрике признают: в дальнейшем такими же темпами наращивать объемы производства будет достаточно сложно. Специфика рынка, на котором работает предприятие, его совокупный объем достаточно стабильны, причем у этой продукции потребители достаточно сильно привязаны к определенным торговым маркам. Конечно, всегда можно найти пути подвинуть конкурентов, но этот процесс достаточно длительный и затратный. Наращивать производство за счет экспорта тоже весьма проблематично. Каждое государство пристально следит за защитой внутренних рынков и старается минимизировать импорт. Если рассматривать европейские страны, то гродненская табачная фабрика — уникальный производитель, которому удается сохранять доминирующее положение своих брендов на внутреннем рынке. В подавляющем большинстве стран преобладают торговые марки 4 транснациональных профильных корпораций, на которые приходится 80—90 % потребления продукции.

Оптимальная тактика развития, учитывая специфику отрасли для ГТФ «Неман», — техническое перевооружение производства, сокращение издержек и увеличение прибыльности и рентабельности предприятия. А стабильная работа и независимость открывают новые перспективы для национального производителя в продвижении своих торговых марок на внутреннем рынке…

На снимке: машинист-регулировщик Владимир ГОРДЕЙЧИК осваивает новое оборудование.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter