Быть белорусом модно

В поиске вдохновения

Любовь к национальной культуре — она не только в сердце. Не обязательно вступать в этнографическое общество и на Коляды ходить с козой, хотя число желающих приобщиться к наследию предков с каждым днем растет. И лакмусовой бумажкой, индикатором, как ни парадоксально, служит мода.



Потребительские предпочтения особенно любопытны в молодежном сегменте — ведь именно молодым людям поднимать и развивать страну дальше, принимая под свою ответственность заложенное прошлыми поколениями.

Быть белорусом модно: вывод, к которому легко приходишь, пробежавшись по коллекциям отечественных дизайнеров — что характерно, тоже чаще всего молодой генерации. От массовых маек с ромбовидным орнаментом национальные атрибуты перекочевали в сегмент более дорогой авторской одежды. Покупателями становятся хорошо зарабатывающие, продвинутые молодые люди в поисках собственного образа, в котором патриотизм играет немалую роль. Если раньше признаком крутизны считалось условное I love New York — то есть любая надпись на латинке вне зависимости от содержания, что иной раз приводило к казусам, то сейчас молодежь все чаще выбирает оригинальные фразы на «мове» и новую трактовку традиционных символов. А модельерам есть что им предложить.

Раскидывают крылья вышитые аисты Ольги Кардаш на рубашках, юбках и платьях. Роскошный фолк–кутюр предлагает дизайнер из Речицы Наташа Кострома–Андреюк: здесь не только деревенские мотивы в современной трактовке, но и старинные техники, ручная работа, перетряхивание бабушкиного сундука и перелицовка традиции на новый лад. Семейная пара — Наталья Жук и Александр Борщев — поселяет на хлопковых свитшотах зубров и лошадок из соломки, украшает одежду надписями по–белорусски. Список можно продолжать: памятники архитектуры, исторические личности, народные обряды, птицы полесских болот, цветы и травы родной земли — в чем только не ищет вдохновения креативная молодежь, совмещая исконное, «ад бацькоў» со спортивным стилем, комбинируя фолк и бодрый городской casual.

К сожалению, всего этого великолепия не видно в обычных наших магазинах, рассчитанных на массовый спрос и четкую работу швейных фабрик. Дизайнеры все чаще продают свои вещи через инстаграм и собственные сайты, не позволяя аренде съедать бюджет их небольших предприятий. Минус очевиден: не все готовы делать покупки по фото; плюс в том, что география имеет все меньшее значение — столичный житель может сделать заказ модельеру из Бреста или Витебска, а модникам из регионов теперь вовсе не обязательно отправляться в Минск. Да и зарубежные покупатели с интересом приглядываются к белорусской экзотике: зубры, «буслы» и васильки, соломенные коняшки и провокационная, ироническая буква «ў», расширяющая не только алфавит, но и сознание, все чаще отправляются то в дождливый, но стильный Лондон, то в кипящий котел модной Москвы. Дипломатия моды, может быть, кажется легкомысленной, а ее успехи — неочевидными, но недооценивать этот ресурс было бы неверно.

ovsepyan@sb.by 
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter