МНОГО или мало в наших лесах диких животных?

В поисках вепря

МНОГО или мало в наших лесах диких животных? Вопрос не праздный. Ведь если их число рванет вверх, крайними окажутся сельхозпроизводители и сельчане – их полям и огородам несдобровать. Вспомнить только многолетнюю «войну» между вепрями и сельскими жителями в Браславском районе еще до эпидемии АЧС: дики затерроризировали некоторых хуторян… Если же, наоборот, популяция под угрозой, и это нужно вовремя заметить. Традиционные учеты диких животных Минлесхозом как раз и отвечают на вопрос, сколько же у нас зверья. Как это происходит, мы понаблюдали в Воложинском районе.



НАШ провожатый — мастер леса Першайского лесничества Радислав Дашко. Настоящий следопыт, который по одной только цепочке отпечатков на снегу сразу определит, пробежал здесь самец или самка косули. 

Чтобы измерения были точны, за день до них проходят по маршруту и стирают все встретившиеся исследования. А назавтра отправляются считать свежие знаки, оставленные обитателями чащи. «Зверь есть, и, как мне кажется, его даже больше, чем несколько лет назад, — комментирует учетчик. – Прибавилось оленей, лосей, а вот косуль стало меньше. Кабана вообще почти не встретишь. Зато волка прибыло».



Отпечатки лап у серых хищников весьма замысловатые, довольно часто самка – вожак стаи – ведет за собой сородичей след в след. Однако вычислить, сколько именно санитаров леса пробежало по опушке, реально. Нужно просто двигаться по оставленной дорожке, и в каком-то месте стая обязательно рассыпается в разные стороны.


По следам определяют количество животных.

За день каждый проводящий учет мастер леса в ярко-оранжевом жилете может прошагать около десятка километров. Не редкость — встреча нос к носу с объектом исследования. К примеру, Радислав Иосифович однажды наткнулся на стадо из 30 лосей. А вот одного из самых редких животных – бурого медведя – зимой не встретишь, у него спячка. Впрочем, летом тоже трудно вычислить. На помощь пришли фотоловушки, которые и зафиксировали косолапого.


Учетчики заранее согласовывают маршруты.

Техника постепенно заменяет человека и в деле подсчета лесных жителей. Так, начальник отдела охотничьего хозяйства Минлесхоза Сергей Шестаков анонсировал применение новой технологии. В марте впервые в республике с помощью беспилотника диких животных промониторят в Логойском районе. Если это будет экономически выгодно, а данные окажутся верными, в следующем году этот опыт распространят и в других регионах.


Начальник отдела охотничьего хозяйства Минлесхоза Сергей ШЕСТАКОВ.

СЛЕДОВ на пути попалось много – лоси, олени, косули… Но все же настоящим подарком для фотокорреспондента стало стадо зубров. Результаты подсчетов подведут немного позже, используя специальные формулы, причем погрешность может составлять до 50 процентов. Свежие данные о количестве животных, собранные в феврале этого года, учтут при выдаче разрешений на охоту в 2017 году. Численность охотничьих видов сейчас Сергей Шестаков назвал оптимальной. По последним данным, в лесах обитает около 30 тысяч лосей, 15 тысяч благородных оленей, 75—80 тысяч европейских косуль. Диких вепрей осталось около 3 тысяч.

В прошлом году погибло 15 зубров. В основном из-за старости, травм, полученных от сородичей, осложнений после ранений. Внесли свою лепту и браконьерство, и даже столкновения с автомобилями. Кроме того, охотники законно добыли 8 выбракованных особей зубра резервного генофонда. Это больные с осложнениями и травмированные с повреждениями, опасными для жизни, самки этого вида старше 18 лет и самцы старше 14 лет.


ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ

В прошлом году Институт генетики и цитологии НАН Беларуси создал депонированный банк ДНК беловежского зубра. Редких животных обследовали ветеринары. Их также подкармливали и специально высадили для редких зверей кормовые поля на площади свыше 1367 гектаров. Прибавку к рациону они получают и на 32 подкормочных пунктах. В целом на охрану символа нашей страны держатели микропопуляций за год потратили более 2 миллиардов 615 миллионов рублей.



КСТАТИ

Минприроды обнародовало точную цифру количества зубров в белорусских угодьях — 1428 особей. Это на 158 «краснокнижников» больше, чем два года назад. К примеру, в микропопуляции «Беловежская» насчитали 480 редких животных, в «Осиповичской» — 350, в «Полесской» — 116, в «Налибокской» — 85, в «Борисовско-Березинской» — 28.

yasko@sb.by

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter