В поисках утраченного

У этого иллюстрированного интервью есть любопытная предыстория.
У этого иллюстрированного интервью есть любопытная предыстория. Месяца три назад в нескольких газетах и на Интернет-сайтах появилось сенсационное сообщение, связанное с бывшим работником прокуратуры, ставшим потом "правозащитником" г-ном Волчеком. Кстати, чисто белорусское явление - усердно послужить в КГБ, прокуратуре, милиции, а потом ринуться в "правозащиту" - что за Павлы Савловичи такие? Итак, Волчек сообщил, а газеты распространили, что прямо посреди улицы на него напал неизвестный, беспричинно и жестоко избил и скрылся. Волчек прокомментировал это происшествие совершенно однозначно - "неизвестный" подослан властями, о рядовой уголовщине речь не идет, дело явно политическое. Кроме "подключения" к делу журналистов, Волчек пошел дальше: "снял побои" и подал заявление в милицию. Надо сказать, что, в отличие от некоторых редакторов, которые поверили Волчеку на слово, в милиции историю тщательно расследовали, милиция голым словам не верит. Тем более что в этот же день в милицию поступило заявление на... хулиганские действия со стороны Волчека. Его подал тот самый "неизвестный", который, по уверению Волчека, сделав свое черное дело, заметая следы, скрылся с места происшествия... Так что в жизни все оказалось совсем не так, как было подано в газетах. "Неизвестный", оказывается, не только не скрывался, а, наоборот, сам обратился к правосудию.

Вот тебе и подосланный властью "киллер"!

Вот вам и жертва "насилия", не только перепутавший боб с горохом и втянувший в нелепую историю целый ряд легковерных газет, но и сознательно раздувающий сплетню с политическим окрасом.

Мы узнали об этой одиозной истории из телевизионной передачи и, конечно, заинтересовались довольно актуальной темой. Кто же они, люди, смело и активно позиционирующие себя белорусскими "правозащитниками"? Можно ли им верить? Чтобы прояснить эти актуальные вопросы, наш корреспондент побывал в суде, где недавно закончилось слушание этого по-своему уникального дела. Суд длился долго, с привлечением многочисленных свидетелей, проведением массы экспертиз и закончился, скажем так, не в пользу г-на Волчека...

А сейчас пришло время познакомить вас с тем самым "неизвестным", которого исключительно черными красками разрисовал в газетах "правозащитник". Наш корреспондент Владимир Волчков, присутствовавший на суде, познакомился с ним, разговорился и выяснилось, что "неизвестный бандит" в Минске как раз человек очень известный. Да и не только в Минске. Он хорошо известен искусствоведам Европы как один из самых крупных филокартистов - собирателей и коллекционеров почтовых открыток на исторические темы. В его коллекции тысячи раритетных материалов XIX и начала ХХ века, посвященных белорусским городам и местечкам. Ничего подобного нет ни в одной коллекции мира! Кроме того, собиратель является владельцем уникальной библиотеки, также имеющей огромную научную и познавательную ценность. Поэтому еще раз хочется изумиться характеристикам "правозащитника" Волчека и поразительному непрофессионализму тех, кто, не задумываясь, опубликовал непроверенные и оскорбительные сведения о достойном человеке. Впрочем, касаясь темы "правозащитников", мы наверняка вернемся к этой истории.

Но завершим на этом редакционную предысторию.

И предоставим слово журналистке Жанне Васанской, которая недавно встречалась с минским коллекционером Владимиром Алексеевичем Лиходедовым.

- Действительно, некоторые газеты с чужих слов сделали из меня агрессивного "неизвестного", да еще и какого-то "политика-террориста". Я политикой совершенно не интересуюсь. Меня больше интересует история родного края.

- Вот об этом и поговорим. Сколько открыток в вашей коллекции?

- Более десяти тысяч. Все они посвящены нашей стране.

Коллекция действительно впечатляет. Никогда не думала, что сохранилось столько исторических свидетельств об облике белорусских городов, местечек, деревень. И это после революции, калейдоскопа смены властей (немцы, красные, белые, поляки, снова красные, снова поляки, еще раз красные, гитлеровцы, опять советская власть...). И передо мной живое свидетельство хода времен. На некоторых открытках - письма. Навек пережившие адресатов...

- Владимир Алексеевич, а вот, кстати, почему на некоторых почтовых открытках письма начинаются с титульных сторон, чуть ли не на иллюстрациях?

- Потому что до 1903 года не существовало международного стандарта для открытого письма. Корреспондент писал ровно столько, сколько ему хотелось. А после 1903 года на обратной стороне открытки справа появились линейки для указания адреса получателя, слева - свободное место для короткого сообщения. В моей коллекции есть редчайшая открытка, которую подписал архитектор Камбуров. На ней изображена церковь, построенная зодчим в Чаусах. Этот известный архитектор писал письма только на тех почтовых открытках, которые, как сегодня сказали бы, рекламировали работу архитектора. Построил же талантливый и "всеядный" Камбуров в Могилевской области немало. А редчайшая она потому, что открыток с видом не только местечка Чаусы, но и с видом многих малых городов Беларуси не сохранилось до нашего времени. Скажем, вот эта фотооткрытка с видом города Пропойска (ныне - Славгород), я почти уверен, существует вообще в единственном экземпляре.

- Говорит ли этот факт о сказочной стоимости раритета из Пропойска?

- Отнюдь. В моем понимании, "филокартист" - диагноз увлечения, а не один из способов разбогатеть. И некоторые редкие открытки приобретались мною почти случайно и относительно дешево. Представьте себе, что этот раритет из Пропойска за подписью "Колесо подает воду на кафельный завод" я не покупал, а "пропил".

- ?!

- А вот так: продавец из Москвы за эту открытку запросил бутылку армянского коньяка, который мы с ним сразу же и распили. Правда, по тем перестроечным временам, распивать армянский коньяк было запредельной роскошью.

- Вы упомянули открытки рекламного содержания. В ХIХ веке уже существовали "пиар"-акции в издательском деле?

- Конечно! Например, почтовая открытка с видом Оршанского театра. На обратной стороне напечатана афиша спектакля. Мы сегодня можем только предположить, что заказчиком тиража таких необычных афиш был хозяин заведения, который таким образом и пропагандировал свой "товар" - спектакль. Или, например, открытка с видом кадетского корпуса в Полоцке, на которой, опять-таки с обратной стороны, было меню столовой для курсанта. Наверное, и этот тираж издавали специально для родителей будущих военных, чтобы те оценили достоинство "казенных харчей".

- Издательская деятельность ХIХ века выглядит "продвинутой" в сфере "паблисити" по сравнению...

- Только без сравнительного анализа! Примите за аксиому: образованный человек того времени, как правило, отправлял корреспонденцию на открытках с видом тех мест, где сам жил или находился в тот момент. И, поверьте, выбор в XIX веке у нашего соотечественника был достойный.

- Достойный в смысле разнообразный? Выбор, который есть у нас...

- Понятно, что сегодня многим нравятся цветные открытки, посвященные Дню женщин, рождественской тематике... Но это иное и совершенно самостоятельное направление в филокартии - художественные открытки. Справедливости ради отмечу, что прародительницей почтовых карточек стала именно фотография. Открытие первого способа фотографирования в 1839 году принадлежит двум талантливым французским изобретателям - Ньепсу и Дагерру. Но Ньепс не дожил до торжества своего новшества, и вся слава досталась Дагерру. Парижская академия наук назвала открытие дагерротипией - способ получения негатива на металлической пластине, но размножать снимки таким способом не представлялось возможным до тех пор, пока англичанин Тальбот не открыл способ светописи.

Моя же коллекция тоже имеет свой формат и конкретную тему - первые почтовые открытки и фотооткрытки с видами городов и поселков Беларуси. И я считаю, является стратегическим ресурсом для историков, художников, архитекторов. По иллюстрациям и фото на открытках можно восстановить и отреставрировать памятники архитектуры.

- А чем отличается просто открытка от фотооткрытки?

- Разным полиграфическим исполнением. На территории нашей страны иллюстрированные открытки появились в 90-х годах ХIХ века. Точную дату появления первой видовой открытки можно лишь предполагать. Одними из первых были открытки, выпущенные в 1896 году с видами Витебска (коллекция А.Подлипского) и Полоцка (коллекция В.Лиходедова). Кстати, у меня есть почтовая карточка с видом Спасо-Евфросиниевского монастыря до возведения в нем Крестовоздвиженского собора. А это значит, что снимок для фотооткрытки был сделан до 1893 года, года начала возведения собора.

Непосредственным изданием открыток занимались в основном писчебумажные и книжные магазины. Но среди издателей встречались и учебные заведения, и благотворительные общества, и монастыри, и даже табачные лавки. Для издания почтовых открыток использовались фотографии в основном местных мастеров. Но! Обычные типографские машины для производства почтовых открыток не подходили - для них необходимо было специальное дорогостоящее оборудование, поэтому первые белорусские открытки печатались за границей: в Германии, Австрии, Швеции...

Например, этот красивый вид часовни Паскевичей из знаменитого гомельского парка превратился в фотооткрытку в Мюнхене. Кто заказывал вид часовни? Какой тираж? И почему в Мюнхене? Даже точной даты установить не удалось. Там же была и издана сувенирная открытка с видами Минска.

Фотооткрытки же изготовляли прямо в ателье: их просто печатали на фотобумаге. По экономическим соображениям такая открытка стоила дороже типографского издания, т.к. издавалась малым тиражом. Общеизвестно: чем меньше тираж, тем дороже продукт.

- Известны ли имена маститых издателей печатного слова и иллюстраций?

- Безусловно. Крупный российский предприниматель господин Суворин владел собственной типографией в Москве, но, имея множество постоянных заявок, размещал заказы и в других типографиях. Суворин имел монопольное право на продажу открыток на всех вокзалах и железнодорожных станциях Российской империи. Представляете, какой оборот денежных средств у него был, если каждый грамотный пассажир, как правило, спешил отправить на станциях почтовое сообщение родственникам и друзьям. В ХIХ веке писать письма и сообщения - признак хорошего тона. Если хотите, то эта черта культуры человека прошлых столетий лежит в одной плоскости бытия нынешнего "юзера" - пользователя сети. Отправить почтовую открытку в 1906 году, что написать письмо по e-mail в 2004 году.

- Владимир Алексеевич, может, назовете стартовую цену почтовых открыток на аукционах? О московской сделке и армянском коньяке вы уже рассказали.

- Только без фанатизма! Я ценю ваше воинствующее любопытство, но и вы чтите "ноу-хау" коллекционера. Любая цифра, произнесенная коллекционером, является секретной информацией.

Совсем недавно в Варшаве на аукционе я приобрел три редчайшие фотооткрытки с видами Воложина. Точная дата издания этих раритетов неизвестна, но сюжеты на тему местечковой жизни были сняты немецким фотографом во время Первой мировой войны. Для коллекционера такое приобретение - бесценно, а продавец знает цену своему товару.

- Получается, что виды наших городов просто пленили и притягивали внимание европейцев...

- В данном случае объяснение простое: шла война, и немецкие солдаты писали родным, как говорят, весточки с фронта. Фотограф, естественно, снимал место пребывания армии. Чаще самих корреспондентов, как на этой фотооткрытке из Воложина. Видите в кадре на первом плане лицо военного человека? Этот человек - кайзеровский солдат, который воевал в этих краях.

К слову, в Минске еще сохранились здания прошлых веков. Предлагаю визуальный или, как сейчас говорят, "смотрибельный" проект вашей газете. Для этого улицы Минска, известные по почтовым открыткам из моей коллекции, снимем с тех же самых точек, что и в прошлые века, - совместим перспективу. И мы увидим узнаваемые места столицы на все века.

- Что ж, давайте посмотрим.

(Продолжение следует.)
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter