В поисках утраченного

Закрашивать пресловутые «белые пятна» истории, относящиеся к сфере потребления, удобно было во времена перестроечного дефицита. До революции, мол, «все было». На ура шли анекдоты вроде того, как старый пролетарий оказался в цековском буфете и восхитился: «Ну точно при проклятом царизме!»

Закрашивать пресловутые «белые пятна» истории, относящиеся к сфере потребления, удобно было во времена перестроечного дефицита. До революции, мол, «все было». На ура шли анекдоты вроде того, как старый пролетарий оказался в цековском буфете и восхитился: «Ну точно при проклятом царизме!»

А сегодня описание, например, витрин гастрономического и рыбного магазина Я.И.Гоушки, который в Минске губернском стоял приблизительно на том месте, где сейчас «МакДональдс» напротив ГУМа, не вызывает особых эмоций.

Ну подумаешь, «консервы, томаты, сыры, балык, двинские сельди, лососина, осетрина, угри, икра». Поднимемся в современный гастроном близ того же перекрестка и увидим: французские вина, осетрина, икра, ананасы...

Коль уж действительно следовать смыслу рубрики «В поисках утраченного», то потери обнаруживаются в другом — чувстве здравого смысла и просто совестливости в организации времени торговли. Первый пример — продажа спиртного.

Впрочем, круглосуточные алкогольные магазины в современных «спальных» микрорайонах ныне уже, кажется, начинают прикрывать. Действительно, зачем они нужны среди жилых многоэтажек! Для мегаполиса достаточно пары–тройки подобных заведений в каком–нибудь, условно говоря, квартале, где развлекаются туристы и прочая праздная публика.

Неглупые наши предки во времена, о которых в советских учебниках писали, что «проводилась сознательная политика алкоголизации населения», назначали время продажи водки и вина по такому образцу. «Монопольки» открывались в 7 часов утра, а в 8 вечера (в губернских и уездных городах) или в 10 вечера (в столицах) закрывались. Запрещено было работать алкогольным заведениям в часы воскресных и праздничных храмовых богослужений, а посему в такие дни открывали двери страждущим позднее: в полдень.

С прискорбием гляжу я на светящиеся далеко за полночь витрины частных ларьков и магазинчиков (в иных продавцы и ночуют в качестве сторожей, невзирая на мороз, — так хозяин требует). Но вот как власти приструнивали «купцов живоглотовых» в начале ХХ века. Из обязательного постановления Минской городской думы 1910 года:

« Торговля и связанные с торгово–промышленной деятельностью занятия служащих во всякого рода торговых заведениях и складах города Минска не должны продолжаться более 12 часов в сутки с двухчасовым перерывом на обед для служащих, причем означенные торговые заведения в зимнее время, т.е. от 1 октября до 1 апреля, открываются в 10 утра и закрываются в 10 часов вечера, а в летнее время, т.е. от 1 апреля до 1 октября, открываются в 9 часов утра и закрываются в 9 часов вечера.

· Во всех торгово–промышленных заведениях, где рабочий день продолжается не более 8 часов в сутки, должен быть установлен не менее как получасовой перерыв на принятие пищи...

» Торговля в разнос и из передвижных помещений предметами продовольствия, а также табаком и курительными принадлежностями начинается в 8 часов утра и прекращается в 11 часов вечера.

Торговля, а также занятия служащих, связанные с торговой деятельностью, совершенно не дозволяются в первые два дня Св. Пасхи, первые два дня Рождества Христова, день Св. Троицы и день Нового Года. Во все воскресные дни и дни двунадесятых праздников торговля и занятия служащих, связанные с торговою деятельностью, разрешаются только от 1 до 6 часов дня...»

И есть три вещи, которые не дают мне уразуметь, каким образом старорежимные торговцы «выполняли план».

Первое. При наличии отсутствия индустрии упаковки и мелкой расфасовки неужто сами все развешивали и заворачивали?

Второе. Как обходились без пластиковой посуды разового использования?

И третье. Что продавали на рождественско–новогодних базарах в пору, когда не было моды на восточные календари, сувениры, связанные с годом Обезьяны, годом Крысы и тому подобные нехристианские «цацки»?..

Открытки из коллекции Владимира ЛИХОДЕДОВА.

 

КАЗИНЕЦ Сергей.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter