В поисках утраченного

Бобруйску надо беречь оставшиеся в городе культовые объекты

Еще до того, как в активно цитируемом и сегодня произведении Ильфа и Петрова сыновья лейтенанта Шмидта развернули дискуссию по поводу высококультурного города Бобруйска на Березине, несколько известных в дальнейшем зодчих приложили свои карандаши к обеспечению такого статуса.

Сначала царский любимец и творец архитектурной истории Петербурга XIX века Александр Штауберт стал родителем прекрасной доминанты в выстоявшей Отечественную войну 1812 года Бобруйской крепости — собора Святого Александра Невского. Потом, в бурные годы Гражданской войны, ее участник и будущий автор московского дома «Известий» Григорий Бархин отметился первым памятником советской власти на перекрестке бобруйских улиц Маркса и Чонгарской. Затем, в начале 1930-х, попробовал себя в конструктивизме признанный мэтр модерна и неоклассицизма ленинградец Андрей Оль, построивший первый в послереволюционной Беларуси театр.

Обидно, что сегодня ни одно из этих творений знаменитых зодчих не сохранилось.

Собор Александра Невского постигла участь многих культовых объектов, снесенных ветрами перемен в советские годы. Слава богу, храм в наши дни восстанавливается по старым подлинным чертежам благодаря усилиям взявших шефство над стройкой бобруйских предприятий и настоятельницы монастыря Святых Жен-мироносиц матушки Раисы, продавшей ради благого дела собственный дом.

Всего четыре месяца украшал город на Березине памятник, возведенный к 1 мая 1919 года. Потом его уничтожили оккупанты-белополяки. Наверно, потому, что 17-метровая мачта, в основании которой находилась композиция из пятиконечной звезды, серпа и молота, двух красных флагов и скульптурного изображения земного шара, была снабжена полотнищем с расхожим тогда призывом «Пролетарии всех стран, объединяйтесь!» Первый памятник советской власти пропал безвозвратно, но радуют глаз сооружения одного из зачинателей архитектуры СССР Григория Борисовича Бархина в Москве, Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону, Крыму.

Несколько разбавляют горечь от утраченного в архитектурном облике города открытые сегодня для всеобщего обозрения форты и редюиты Бобруйской крепости, сохранившиеся конструктивистский Дом Красной армии — главный корпус филиала Белорусского государственного экономического университета, Дом коммуны и Дом коллектива эпохи 1930-х годов, сталинки на улице Минской. Однако их судьба нуждается в реальной защите, ибо не все они объявлены архитектурными или историческими памятниками. Не повторили бы и они участь старших собратьев. Ведь посягательства на аутентичность архитектурного образа мы видим сплошь и рядом — из окон делают двери, зашивают фронтоны розенберговского кирпича современным сайдингом, до невообразимости меняют функциональное назначение зданий…

Между прочим, на месте старого театра в Бобруйске возвели театр драмы и комедии имени В.И. Дунина-Марцинкевича. Так ведь в начале лихих 1990-х в нем тоже хотели сделать казино. Вроде обошлось. А сегодня выяснилось, что храм Мельпомены построен по проекту Виктора Крамаренко — автора брендовых в Беларуси Национальной библиотеки и железнодорожного вокзала в Минске. Так чем не достопримечательность бобруйский театр! А его создатель лауреат Государственной премии, между прочим, сказал: «У меня душа болит, когда уничтожают старые здания… Это сродни тому, как если оторвать ногу или руку у человека!»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter