В поисках утраченного

Приезжая в пущанские края, всегда вспоминаю «Беловежскую балладу» Андрея Вознесенского, его поэтическое устремление взять памятник природы «на поруки» перед силами жизни и зла...
Приезжая в пущанские края, всегда вспоминаю «Беловежскую балладу» Андрея Вознесенского, его поэтическое устремление взять памятник природы «на поруки» перед силами жизни и зла. Андрей Вознесенский и Беловежье — тоже история, которая, возможно, некогда будет изучаться если не по старым филокартическим раритетам, то уж точно по множеству фотографий 1960 — 1970 годов. Минские друзья когда–то устроили поэту «подполье», спрятав его от читателей и «почитателей» в пуще. А затем не раз спасали «рускай мовы вялiкага прыгоннага» (не перевожу, ибо этот образ высек из «мовы» уже наш, белорусский, поэт) на Свитязи или в Беловежье. В окрестностях пущи Вознесенский подружился еще и с «летающим мужиком» (о чем и написал мини–поэму): «Нет правды на земле. /Но правды нет и выше. / Бедуля ищет правду/ под землей. /Глубоко пашет и, припавши, слышит, /как тяжко ей приходится, родной!/ Его и славословили, и крыли./ Но поискам — не до шумих, / Бедуля дует/ на подземных крыльях!/ Я говорю: «Летающий мужик».

Путешествуя по Каменцу в День белорусской письменности, можно вспомнить о неисчислимом количестве символов города и самой Каменетчины, края, само слово к которому неравнодушно. Наверное, и Вознесенский, высекая поэтические образы преуспевающего председателя «Советской Белоруссии», дважды Героя Социалистического Труда Владимира Леонтьевича Бедули, самой пущи, понимал все величие и монументальность придуманного природой Беловежья. Потому и писал о ранимости и душевности каменецкой стороны. Как и буквально десятки белорусских писателей, для кого Белая вежа, сам город, пуща стали «главным нервом», воплотились в стихи, поэмы, романы и повести. И даже главный литературовед страны (судя и по томам литературной критики, и по академическому званию, и по должности — директор Института литературы Национальной академии наук Беларуси) Владимир Гниломедов рассказал в романе о судьбе своих земляков, своих пращуров из каменецкой деревни Кругель. Каменец и Каменюки, Белая вежа — в книгах Аркадия Кулешова, Владимира Короткевича, Василя Жуковича. Да и, конечно же, в «Поэме о зубре» Миколы Гусовского, произведении, которое подобно тому, что значит «Витязь в тигровой шкуре» Шота Руставели для грузин. Впрочем, это отдельная тема...

На празднике белорусской письменности–2005 будет открыта экспозиция музея «Каменецкая вежа». К уже существующим каменецким легендам и памяткам из разных времен добавятся новые фрагменты.

А я все возвращаюсь к «теме Вознесенского»... Его поэзия похожа на ветер, пронизывающий дороги, окаймляющий форпосты, зовущий к странствиям и путешествиям. И в каменецкой стороне слову просторно и свободно. Если бы можно было собрать все камни богатого на «мертвые слезы» края, то в окрестностях Каменца стояла бы каменная стража. Скажем, стояла бы в честь Элизы Ожешко, написавшей о пуще целую книгу — «Ad astra». Или в память об авторе «Тупейного художника» Николае Лескове, в знак уважения к польскому революционеру и публицисту Виктору Гельтману.

Вспомнили бы и декабриста Вильгельма Кюхельбекера, вырывавшегося через Каменец из России после поражения на Сенатской площади. И богослова Михаила Карповича, который пренебрег духовным саном и встал в ряды повстанцев 1794 года... Со временем тайна этих камней стала бы такой же значимой и притягательной, как тайны еще радующих глаз каменецких памятников, как легенды об ушедших, но не канувших бесследно усадьбах и замках.

Из ушедших вспомню замок ХVII века... Поначалу был создан как деревянное укрепление на берегу реки Лесная, во все времена разделяющей город. Проходя испытание временем и войнами, замок постепенно совершенствовался и перестраивался. Но вот до наших дней не дотянул. Такая судьба постигла и множество других городских сооружений Каменец–Литовского (было некогда у города и такое название). Зато Симеоновская церковь, возведенная в псевдорусском стиле (украшают ее кокошники, сухарики), сегодня предстает перед жителями и гостями древнего поселения во всей красе.

Счет древности города в 2006–м будет равен 730 годам. Наверное, и праздник состоится. Сегодня — репетиция, смотр духовных сил и духовных ресурсов.

Возможно, вспомнят в Каменце и о театральных премьерах под открытым небом. Возникал же некогда замысел такого необычного для Беларуси, но вполне приемлемого и понятного в Европе театрального фестиваля. В сегодняшний День белорусской письменности областной смотр–конкурс «Театральное Полесье–2005» проходит в городском Доме культуры. Спору нет, сцена выбрана достойная. Но, согласитесь, и открытые театральные подмостки у стен Белой вежы — событие неординарное, а главное, отечественному театру есть что показать! Еще несколько лет назад столичные театры отстаивали свое право на вечерний спектакль под звездным небом Каменца — города, который когда–нибудь будет символом нового пространства в искусстве, культуре.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter