В поисках утраченного

Первые письменные сведения о Бобруйске относятся к середине XIV столетия...

Очень люблю бывать в Бобруйске. Городе, обладающем своеобразным, неповторимым колоритом. Только здесь услышишь шуточки и выражения, подобные одесским. А если посмотреть телерекламу областного телевидения, складывается ощущение, будто город на Березине (не в обиду Могилеву) — едва ли не центр Могилевщины. Телевизионщики (впрочем, как и радийщики) чуть ли не взахлеб рассказывают о постоянно открывающихся кафе и магазинах, предлагаемых скидках, завлекательных акциях. В этом я вижу не только современные маркетинговые ходы, призванные продвигать на рынок товары да услуги. Еще — своего рода преемственность. Ведь именно в Бобруйске в конце XIX — начале XX века жили самые богатые в Беларуси купцы — династия Каценельсонов, поставлявших лес на английский рынок...


Первые письменные сведения о Бобруйске относятся к середине XIV столетия. Но некоторые ученые считают, что нынешняя история города ведет свой отсчет с начала XIX века. Сразу после того как древний Бобруйск оказался разрушен — ради строительства в нем крепости. Один из историков даже сравнил исчезновение древнего Бобруйска с разрушением римлянами Карфагена. Сравнение, пожалуй, чересчур лестное. Ведь до того момента, как была заложена крепость, в Бобруйске проживало немногим более двух тысяч человек. Из каменных зданий на старых планах можно увидеть лишь приходской костел, монастырь иезуитов, почтовый дом и казначейство. Православные храмы были деревянными, и все три церкви — соборная Никольская, Ильинская и Успенская — перенесены на форштадты. Приходской костел действовал на территории крепости до 1855 года. Здания, принадлежавшие монастырю иезуитов, перестроены в цейхгауз и арсенал.


Первоначально на территории крепости работали школы, торговые лавки и другие гражданские постройки. Но затем они из крепости исчезли. И торговля велась в двух местах — на Слуцком форштадте (территория современного рынка) и на Минском — сегодня его место занимает скверик на улице Урицкого неподалеку от Свято–Георгиевской церкви.


Во время Отечественной войны 1812 года Бобруйская крепость удерживала у своих стен часть наполеоновской армии. Но сдержала она и развитие города. Из–за цитадели в самом Бобруйске запрещалось строительство каменных домов. Этот запрет отменили лишь тогда, когда крепость утратила свое стратегическое значение. Один из первых каменных домов был построен в 1868 году. После чего стали появляться другие кирпичные постройки. Вместе с широким размахом строительства заметно оживились и общественная жизнь, и предпринимательство, весь жизненный уклад. В начале XX столетия в Бобруйске вспыхнул пожар, вызванный, согласно преданию, искрой из топки паровоза. Пожар оказался настолько велик, что выгорела значительная, если не большая, часть города. Вскоре беда повторилась. Эти чрезвычайные происшествия стимулировали скорейшее развертывание строительства каменных домов. К 1903 году на центральной Муравьевской улице на протяжении двух километров появились двух– и трехэтажные постройки. Первые этажи занимали магазины, мастерские, банковские отделения, кафетерии, скупки, нотариальные конторы, страховые общества, аптеки, кабинеты практикующих врачей, акцизные конторы, фотоателье, питейные заведения и многие другие учреждения, призванные, говоря современным языком, оказывать услуги населению. Каждый магазинчик, мастерская, банк имели собственную уличную рекламу. Крепилась она и по плоскости стены, и перпендикулярно оной. Панорама зданий на Муравьевской представала вереницей тогдашних «бигбордов» — разных размеров и расцветок, с разными буквами и шрифтами. Рекламисты, работающие на стыке XIX и XX веков, изощрялись, как могли. На вывесках изображались брюки, керогаз, нечто вроде керосиновой горелки, буханка хлеба, швейная машина «Зингер», штиблеты...


Центральную часть Муравьевской называли «биржей». Здесь договаривались о трудоустройстве, заключали сделки и пари, шел постоянный обмен информацией, да и просто сплетнями... Одним из центров общественной жизни стал базар. На его территории возвели просторные постройки, в которых размещались торговые ряды, киоски и магазинчики. Здесь были и складские помещения, конюшни, лавочки, крытые торговые ряды, конторы, гостиницы. На базаре формировалось общественное мнение. Тут заключались торговые сделки, велись переговоры о сватовстве, покупке или строительстве жилых домов. Не обходилось без обсуждения городских новостей и событий общественно–политической жизни, разбирались поступки видных людей города. Со временем образовалась особая группа «базарных людей» — тех, кто за счет базара кормился, крутясь днями между торговыми рядами. Они заключали пари или выступали в качестве свидетелей, выполняли подсобные работы и служили на побегушках у торговцев. Базар и располагавшиеся поблизости маленькие кофейни и кондитерские стали местом сходок различных жуликов. Мошенничали они в основном разного рода незначительными финансовыми операциями — вроде мелкой спекуляции или жульнических пари, были статистами при передаче денег из рук в руки при заключении контрактов.


Справа от базарных ворот располагались лавки мясников и торговцев зерном (в полуподвальных помещениях). А на самой площади обосновались две или три конторы, харчевня. Чуть дальше стоял дом с магазином мануфактуры на первом этаже, принадлежавший Айзеку Гольдбергу. Это был достаточно крупный предприниматель, в портняжной мастерской которого работало 14 человек. Сшитое Гольдберг частенько сам возил продавать по городам и весям и получал от того неплохую прибыль. Магазин же Айзека, по меркам Бобруйска, считался весьма крупным: из одежды покупателю предлагалось практически все.


Сегодня, конечно, уже нет тех уютных магазинчиков, что зазывали бобруйчан в старой части города. Но когда идешь по этим древним улочкам, будто вдыхаешь те самые запахи и слышишь те самые звуки, которые царили здесь более сотни лет назад. И глядя на современные вывески, вдруг удивленно всматриваешься в изображения, потому что на мгновение вам с них вместо современных компьютеров и телефонов вдруг начинают подмигивать дамы с пижмами и кавалеры в манишках...


Фото из коллекции лауреата премии «За духовное возрождение» Владимира ЛИХОДЕДОВА.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter