В поисках утраченного

Если у вас появится желание отправиться путешествовать на Гродненщину, в Ивье, — не раздумывайте, выбирайтесь из суетного Минска, Гомеля, Бреста или другого города...

Если у вас появится желание отправиться путешествовать на Гродненщину, в Ивье, — не раздумывайте, выбирайтесь из суетного Минска, Гомеля, Бреста или другого города. Если собираетесь всего на денек — выезжайте как можно раньше: экскурсионная программа предстоит немаленькая. Но лучше спланируйте свою поездку на все выходные дни. Впереди ведь лето. Переночевать можно и в палатке. Впрочем, если начнете готовиться заранее, позвоните в гостиницу, которая расположилась в Ивье на улице 1 Мая. Двухместный номер стоит недорого. Ну а зная, что ночлег вам гарантирован, можно ехать в Ивье и к вечеру. И сразу же — смотреть, слушать, удивляться и запоминать.


А для начала, когда пересечете границу Минской и Гродненской областей, Воложинского и Ивьевского районов, отправляйтесь в Трабы. В центре деревни стоит костел Рождества Богородицы. Он возведен из кирпича в начале XX века, памятник архитектуры неоготики. Прежде чем начать осмотр костела, давайте познакомимся и с самой деревней. В средних веках ею владели Гаштольды, Радзивиллы, Зеньковичи. Около двух столетий начиная с 1569 года Трабы даже находились в собственности короля Речи Посполитой. В 1784 году в деревне построили церковь. В XIX веке в Трабах, где в мире и согласии проживали католики, православные и иудеи, работали суконная мануфактура (156 рабочих — по тем временам коллектив самый что ни на есть серьезный) и металлическая мастерская. Подростки получали первые знания в народном училище и хедерах — еврейских начальных религиозных школах.


Костел в Трабах впечатляет. Прямоугольный по своей планировке, он кажется простым. Но только на первый взгляд. Две башни и множество других архитектурных деталей будто приподнимают храм над землей, унося в поднебесье. Между прочим, здесь изумительное место для фотосъемки.


Из Трабов двигайтесь в Геранены. Дорога, правда, там не самая прямая, придется немного покружить. Но встреча с прославленным местечком того стоит. Кстати, если бы мы отправлялись туда несколько столетий назад, то, не исключено, изрядно поплутали бы. Тогда теперешняя деревня Зыгмунтишки называлась Гераненами Старыми, Суботники — Гераненами Монивидовыми. А вот поселение, к которому мы устремились, — Гераненами Гаштольдовыми. Именно здесь во времена безвластия, в 1575 году, прошло несколько съездов шляхты. При короле Августе III Геранены получили Магдебургское право. Но есть источники, утверждающие, что случилось это еще в 1630–е годы. Был у поселения и свой герб: в зеленом поле пронзенное мечом сердце. Но главная достопримечательность Геранен — оборонительный замок, возведенный на рубеже XV — XVI столетий. До наших времен дошли только руины. Уже и Наполеон Орда в XIX веке смог лицезреть и зарисовать лишь разрушенные стены, фундамент былого форпоста. В альбоме художника этот рисунок сопровождается таким текстом: «...Согласно древним хроникам, Геранены были подарены великим князем Эрдзивиллом военачальнику Грумпю, сын которого Гаштольд стал основателем рода Гаштольдов, угасшего в 1542 году. Здесь в 1538 году жила Барбара Радзивилл, будущая жена Станислава Гаштольда. Сейчас — владение Милевских».


Да, Наполеон Орда оказался немногословным в части текста, касающегося Барбары Радзивилл. Но королева польская, вторая жена Жигимонта II Августа, — один из самых ярких персонажей не только исторических мемуаров средневековья, но и художественной литературы на протяжении многих столетий. Чтобы убедиться в том, можно не перебирать собрание пыльных фолиантов, лучше заглянуть на страницы произведений современных белорусских авторов, таких, как, например, драматическая поэма Раисы Боровиковой «Барбара Радзивилл». Правда, сами Геранены там присутствуют больше как косвенное воспоминание. Пожалуй, лишь единожды, чтобы немного остудить горячий пыл романтической любви, брат Барбары, Николай Рудой Радзивилл, советует сестре: «Мо паедзь у Геран`ны?/ Хай будзе Аўгуст цалкам адлучоны!..»


Из Геранен сегодняшних двигаемся в Геранены Монивидовы — нынешние Суботники. В польской историко–краеведческой литературе им посвящена отдельная биография — книга «Мои Суботники». Впрочем, на внимание исследователей поселению, которое упоминается с начала XVII столетия, повезло. Чеслав Янковский в конце XIX века издал в Санкт–Петербурге четырехтомный труд под названием «Уезд Ошмянский...». А местечко Суботники во второй половине позапрошлого — начале прошлого столетия числилось центром волости Ошмянского уезда. В 1636 году князь Альберт Радзивилл выделил деньги для строительства в Суботниках костела. Сооруженный из дерева, до наших дней он не сохранился. Зато взгляд любознательных туристов порадует вид величественного костела Святого Владислава, ведущего отсчет времени с 1907 года.


А впереди — Ивье. Некогда центр арианства — почти забытого сегодня течения, смысл которого заключается в отрицании равенства Христа с Богом–Отцом. Таких взглядов тогда могли придерживаться как представители духовенства, так и простые горожане. Но священники в большинстве своем осудили это течение еще в 325 году. В XVI веке идеи арианства возродились среди реформаторов, что в немалой степени способствовало развитию науки и просвещения. Так во многом благодаря арианам в Ивье открылись типография и школа. Книги привносили в жизнь людей новизну, заставляли, пусть себе и небольшую часть общества, думать. Даже если в тех же ивьевских фолиантах было немало противоречий, они все равно двигали время вперед. «...Противоречие привлекает внимание, его возбуждает, оживляет, превращает в размышление, делает его плодотворным...» Вот с такими мыслями и отправляйтесь в неспешную прогулку по маленькому в общем–то городку Ивье. Зайдите в костел, который изначально построил здесь в 1600 году Станислав Кишка. Правда, и этому храму хватило самого разного рода испытаний: пожар, переустройство, реконструкция... В сегодняшнем Петропавловском костеле, вокруг которого мило расположились одноэтажные деревянные домики горожан, — 6 алтарей второй половины XVIII столетия. Особое внимание привлекает главный алтарь.


В центре города стоит деревянная мечеть рождением из 1884 года. Следует напомнить, что Ивье считается столицей белорусских татар. И в татарском, мусульманском мире у небольшого гродненского райцентра — свой приоритет. По крайней мере, лично мне недавно об этом напомнили сразу два известных российских литератора: народные поэты Татарстана Роберт Миннуллин и Ренат Харис. Оба живут и работают в Казани. Роберт — еще и известный политик, депутат Государственного совета Татарстана. Оба много делают для развития белорусско–татарских литературных связей. Когда пригласил их наведаться в Беларусь, литераторы едва ли не в один голос спросили: «А в Ивье съездим?» Кстати, Ренат Харис — переводчик на татарский стихотворения нашего первопечатника Франциска Скорины. А недавно в Минске была опубликована его поэтическая книга в переводе на белорусский.


Конечно же, мы съездим в Ивье, заглянем и в Юратишки, откроем для гостей радушный многонациональный край, где уживаются разные религии и разные культуры одного народа Беларуси. Потому что своего дружелюбия и толерантности мы, конечно же, не утратили. И, надеемся, гости в этом убедятся.


Фото из коллекции лауреата премии «За духовное возрождение» Владимира ЛИХОДЕДОВА.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter