В поисках утраченного

Конечно, как разновидность общественного транспорта услуги извозчиков остались в прошлом. Хотя, по сути, нынешнее такси — их прямой наследник. Только вместо пролетки с лошадью — автомобиль с желтой полосой и «шашечками». Но нравы–то и проблемы, коли вдуматься, остались практически те же, что и 100 — 200 лет назад...

Конечно, как разновидность общественного транспорта услуги извозчиков остались в прошлом. Хотя, по сути, нынешнее такси — их прямой наследник. Только вместо пролетки с лошадью — автомобиль с желтой полосой и «шашечками». Но нравы–то и проблемы, коли вдуматься, остались практически те же, что и 100 — 200 лет назад.


Естественно, престижнее всего было иметь собственный выезд — да подороже, понаряднее, в XVIII веке — еще и с форейторами, и гайдуками. Но если не суждено, так и на извозчике проехаться неплохо, кстати, далеко не всем и по карману. В любом случае даже на «ваньке» — самом дешевом и доступном виде индивидуального извоза — лучше, чем своими ногами грязь месить. Но и теперь наши люди, как точно замечено, на такси в булочную тоже не ездят. Для обычного человека такси до сих пор — лишь по крайней необходимости. Хотя нынче, конечно, «лошадных» граждан несравненно прибавилось: все городские дворы по вечерам плотненько заставлены «железными конями».


И что интересно: как и сегодня у человека за рулем и работника Госавтоинспекции отношения складываются не всегда просто, так и когда–то между извозчиками и полицейскими хватало конфронтации. Например, все извозчики обязаны были по требованию и указанию полицейских чиновников бесплатно отвозить куда требуется заболевших, изувеченных, пьяных и т.п., а также преследовать убегающих преступников и угоняющих экипажи. Чему они упорно сопротивлялись. Так, минские «водители кобылы» в 1905 году даже жаловались в городскую управу, что полиция злоупотребляет своими правами в отношении их транспортного средства: например, может отправить экипаж несколько дней нести повинность на пожарный двор без всякой оплаты. А рабочий день извозчика стоил немало: промысел был тяжелым, но доходным.


Постепенно, когда извозчиков в городах стало много, сформировался и определенный свод правил извозного промысла. На работу брали всех независимо от сословия. Но чаще всего в извоз поступали крестьяне. Лет претенденту должно было быть не менее 18 и обычно не более 60. Предварительно в полиции они получали справку о своей благопристойности и общественной благонадежности. Лошадей осматривал ветеринар. Каждому извозчику выдавался свой номер, крепившийся на экипаж и одежду возницы. Одеваться извозчики обязаны были прилично. Важная особенность: в их костюме, как летнем, так и зимнем, обязательно присутствовал желтый цвет — то ли желтый кушак, то ли верх у шапки. Так что вот они, традиции. В Санкт–Петербурге в 1901–м даже состоялся 1–й выпуск «ученых извозчиков», в течение двух с половиной лет посещавших специальные курсы. Их обучали географии города и окрестностей, французскому языку, управлению лошадьми, новой извозчичьей таксе, астрономии (специально для ночных извозчиков) и хорошим манерам. Правда, таксометры, широко применявшиеся в Париже, Лондоне и Стокгольме, в Российской империи как–то не прижились. В белорусских реалиях тоже делались попытки контролировать таксу за проезд, но и здесь затея оказалась безуспешной.


Извозчики делились на легковых и грузовых, то есть ломовых, и все платили в городскую казну специальный налог. Кое–кто пытался, конечно, увильнуть от исполнения принятых правил. Но, коли попадался, расплата следовала жестокая. Денежные штрафы — драконовские. А если, не дай Бог, пешехода собьешь — в лучшем случае получишь приличную порцию ударов кнутом, а в худшем — и на каторгу можешь загреметь.


Существовали среди извозчиков и свои «гильдии». Как уже упоминалось, низшая группа — так называемые «ваньки»: одноконные, жесткие, обычно довольно грязные, но недорогие экипажи. «Голубчики» — уже поприличнее, с парой лошадей. Ну а элита — «лихачи». Эти любого–каждого к себе не посадят. Только господ денежных возьмут. Но уж постараются угодить по полной.


«Парковались» извозчики на специальных стоянках, а не там, где заблагорассудится. В Минске извозчичья биржа находилась на южной стороне Соборной площади, на углу сквера, напротив здания Северного банка и гостиницы «Европа». Неподалеку располагался и Купеческий клуб. Еще одна стоянка извозчиков в конце XIX — начале ХХ века находилась у входа в сквер со стороны пересечения Захарьевской и Петропавловской улиц. Однако в 1912 году уступила место новому виду транспорта — первому в городе такси. Особенно доходными, куда старались не допускать посторонних, «чужаков», считались вокзалы. Оно и понятно, тогда, как и сейчас: с приезжих всегда есть возможность взять денег побольше. При движении по городу извозчики всех видов должны были руководствоваться следующими правилами: держаться правой стороны, ехать осторожно, окрикивая зазевавшихся прохожих; при движении во дворах и на перекрестках двигаться только шагом; не ездить по путям конно–железной дороги и не пересекать дорогу автомобилям (когда они появились); не мешать общественному транспорту высаживать пассажиров на остановках; не возить более четырех взрослых человек в одном экипаже; не перегружать лошадей непосильными тяжестями и не избивать их. Кроме того, ломовым возницам предписывалось ездить только шагом. Сами минские извозчики жили в основном на улице Ново–Московской (теперь это улица Мясникова).


Другие областные города Минску не уступали. Например, в конце XIX века Брест как торговый центр был гораздо значительнее, чем Минск, Могилев, Гомель, Витебск. Две брестские ежегодные ярмарки считались лучшими на белорусских землях. На них съезжались купцы из разных стран и многих городов России. С вокзала в город они добирались на извозчиках, которые выезжали ко всем пассажирским поездам. Стоянкой ломовых извозчиков в городе стала Базарная площадь.


Извозный промысел существовал у нас до 30–х годов прошлого века. Потом исчез. А сейчас у него может наступить настоящий ренессанс. Не в том плане, чтобы заменить такси или метро. Просто нарядные экипажи, легкие, быстрые сани зимой становятся одним из любимых развлечений современной отдыхающей публики. Так что: «Вперед, ретивые!»


Фото из коллекции лауреата премии «За духовное возрождение» Владимира ЛИХОДЕДОВА.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter