В поисках утраченного

Говорят, о прошлогоднем снеге не жалеют. Но вот парадокс: о поза–поза–поза... позапрошлогоднем снеге еще как жалеют! А если вспомнить о полувековом или вообще вековом снеге? Короче, мы сегодня уверены: глобальное потепление испортило нам всю зимнюю погодную малину. И что еще–то ожидает впереди...

Говорят, о прошлогоднем снеге не жалеют. Но вот парадокс: о поза–поза–поза... позапрошлогоднем снеге еще как жалеют! А если вспомнить о полувековом или вообще вековом снеге? Короче, мы сегодня уверены: глобальное потепление испортило нам всю зимнюю погодную малину. И что еще–то ожидает впереди...


О том, как было когда–то, можно судить, во–первых, по описаниям очевидцев. Все помнят: «У Пiлiпаўку воўк нема вые...»? Хотя о конкретной погоде здесь ничего не говорится, но так и представляется: морозище, черный лес, заснеженные тропы и стаи голодных зверюг со светящимися в темноте злобными глазами. Такую картину вам опишут не только старенькие дедушки и бабушки, но и те, кому каждый день приходилось вышагивать через лес по несколько километров в школу из своей «нешкольной» деревни лет эдак 40 назад. Бр–р–р... Но есть варианты и более оптимистические. Скажем, сюжеты, где «гимназистки румяные, от мороза чуть пьяные...» Они, конечно, на свидетельства очевидцев не очень–то тянут. Но, как говорится, атмосферу передают.


Однако лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Поэтому предлагаем внимательно посмотреть на представленные сегодня открытки и почтовые карточки. Вот снегу–то было! И это вам не чьи–то ностальгические впечатления. А самый настоящий документ свидетельствует, фотографический. Кстати, наиболее древние сведения о климатических условиях и связанных с этим природных явлениях на территории Беларуси зафиксированы в летописях, описаниях путешественников и других источниках начиная с IX — X веков. А первые метеорологические станции организовались: в Могилеве в 1809 году, Витебске в 1810–м, Бресте — 1834–м, Горках — 1841–м, в Минске в 1849 году. Поэтому теперь мы можем достоверно судить, что происходило с погодой на протяжении последних 100 — 150 лет.


И все же по–настоящему изучением отечественного климата занялись уже при советской власти. В 1930–е годы изучалась ультрафиолетовая радиация, были заложены основы службы погоды, разработана методика прогнозирования заморозков. И А.Кайгородов составил первое подробное описание климата Беларуси, сохранившее свое значение до нашего времени. В 1950 — 1980–е годы вышли справочники по климату всей Беларуси и ее областей. А.Шкляр обобщил сведения о климате Беларуси в нескольких монографиях.


Теперь что касается так пугающего нас сегодня потепления. И ученые, и историки уверяют: всякое бывало и до того. В Европе, снова–таки на основе летописных сведений, известно потепление в IX — XII веках. Наступившее затем похолодание, длившееся вплоть до XVIII века, даже получило название малого ледникового периода. Историко–художественная иллюстрация к нему — легендарный «ледяной дом» российской императрицы Анны Иоанновны.


Инструментальные наблюдения, которые велись в последние 200 лет (в Беларуси с начала XIX века), позволяют определить, насколько теплел и вообще как колебался наш климат. Так вот, за последние 100 лет на территории Беларуси наблюдались три периода потепления, сменявшиеся затем похолоданием. Первое отмечалось в конце XIX и в первом десятилетии XX века. Второе, наибольшее, приходилось на 1930–е годы. После небольшого похолодания в 40–х годах отмечено потепление 50 — 60–х годов. В период наибольшего потепления температура воздуха соответствовала нормам, характерным для территорий, лежащих на 100 — 150 км южнее.


Колебания количества осадков более значительны. В Беларуси в первой трети XX века выделен период с максимумом осадков. Примерно в середине XX века начался период со значительным недобором осадков. Дефицит их, несколько уменьшившись, существует и по сей день.


Из школьного учебника известно: климат в Беларуси умеренно континентальный. Но в последние десятилетия его континентальность из–за потеплевших зим уменьшается. Влияют на наш климат три основных фактора: расположение территории в умеренных широтах, преобладание равнинного рельефа и относительное удаление от Атлантического океана. Хотя Атлантика совсем уж мимо нас не проходит, чувствуем мы ее специфическое дыхание. Частое чередование прихода влажных и теплых воздушных масс с Атлантического океана, наиболее заметное в последние годы, и холодных континентальных формирует неустойчивый характер современной белорусской зимы. Именно зимой наблюдаются самые большие перепады температур. Но если уж мороз ударит как следует, то температура понижается до минус 22 — 300С, а самые низкие из отмеченных температур воздуха достигали даже минус 40 — 44. Вместе с тем в среднем за зиму наблюдается 8 — 9 оттепелей — это от 25 дней на северо–востоке до 50 на юго–западе. И тогда дневные температуры поднимаются до плюс 3 — 5, а иногда и до плюс 10 — 15. Кроме того, статистика свидетельствует: за год у нас отмечается 55 — 82 суток с выпадением снега, 15 — 35 — с метелью, 8 — 25 — с гололедом, 11 — 30 с изморозью.


За последние 30 лет среднегодовая температура в Беларуси увеличилась на 1 градус. На Полесье после мелиорации возросло количество заморозков.


Средняя скорость ветров за последние 16 лет снизилась: с 3,4 м/с до 3 м/с.


И все же мировое глобальное потепление несколько замедлилось, сообщило только что Японское метеорологическое агентство. Данные предварительные, но все же: в 2008 году увеличение температуры земной атмосферы превысило средний показатель глобального потепления за период с 1971 по 2000 год всего на 0,2 градуса Цельсия. Прошедший год по показателю глобального потепления, который учитывается агентством, начиная с 1891 года занял десятую позицию в рейтинге наиболее «жарких» лет. В 2008 году глобальное потепление атмосферы стало минимальным за восемь лет. Тем не менее специалисты полагают, что с учетом повышения температур в высокогорных регионах Азии и Европы общая тенденция глобального изменения климата в долгосрочной перспективе остается прежней.


Но вернемся к нашим сугробам. Так хочется, чтобы солнце светило, снежинки переливались, белюсенький снежок под ногами поскрипывал... Ведь было же так, было!


Фото из коллекции лауреата премии «За духовное возрождение» Владимира ЛИХОДЕДОВА.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter