В поисках утраченного

У человека, трепетно относящегося к искусству и культуре, не может не вызвать душевного восторга словосочетание: «здесь был... здесь выступал...», а дальше имя известного артиста. Давайте и мы вспомним, кто же из российских исполнителей и когда приезжал на гастроли в конце XIX — начале XX века в белорусские большие и малые города...

У человека, трепетно относящегося к искусству и культуре, не может не вызвать душевного восторга словосочетание: «здесь был... здесь выступал...», а дальше имя известного артиста. Давайте и мы вспомним, кто же из российских исполнителей и когда приезжал на гастроли в конце XIX — начале XX века в белорусские большие и малые города. Нет, пожалуй, о малых — это слишком... Но что касается Минска, Бреста, Гродно, Могилева, Гомеля, Витебска, они отнюдь не выглядели глухой музыкальной провинцией на фоне культурной жизни Российской империи. Хотя, надо признать, в Варшаву и Вильно известные исполнители приезжали все–таки чаще. Причины понятны... В Вильно даже звукозаписывающая студия для грампластинок действовала — «Зонофон». В Варшаве, как и в Санкт–Петербурге, выпускались пластинки под фирменным знаком «Сирена». Но мы отправляемся в музыкальное путешествие по белорусским городам. Здесь наблюдались интересные события. Так, артист оперы и хоровой дирижер Александр Дмитриевич Городцов (сценический псевдоним — Градцов) ездил по уездам Минской губернии: читал лекции об оперном искусстве и организовывал народно–певческие хоры. Подвижничество дорогого стоит!


Нынешней осенью поклонников оперного искусства побаловали в Гродно вечером «Итальянские сезоны»... Все начинается с Италии! Более 100 лет назад также взволнованно радовала гродненцев ариями известных опер певица Анна Григорьевна Жеребцова–Андреева. Возможно, ее гастроли в городе над Неманом носили неслучайный характер. Ведь она здесь родилась в сентябре 1868 года. Анна Жеребцова–Андреева — личность в общем–то уникальная. Вот как отзывался о ней выдающийся музыковед и главный редактор дореволюционного журнала «Музыкальный современник» Александр Оссовский: «А.Г.Жеребцова является у нас единственною профессиональною певицею, сосредоточившею все свои силы на камерной вокальной музыке. Единственная она здесь и по мастерству исполнения. При голосовых средствах, по природе своей ни в каком отношении не исключительных, она силою своего искусства оставляет в музыканте чувство такого глубокого эстетического удовлетворения, какого не дадут ему артисты даже с первоклассными голосами, но ординарные по своей музыкальности...» Может быть, Жеребцова выступала в том же зале (нынешнего кукольного театра), где радовали наших современных меломанов программой «Итальянские сезоны»? Ведь здание известно с XVIII века.


Частым гостем на витебской сцене бывала артистка оперы Екатерина Георгиевна Ковалькова (родилась в Казани в 1876 году). Она приезжала в город на Двине в мае 1910 года, затем весной 1914–го. Витебские любители музыкального искусства слушали в начале минувшего века и Павла Афанасьевича Клюшина. Что он исполнял? Возможно, партию Молодого цыгана из «Алеко» Сергея Рахманинова. А может, Фауста. Или Герцога из «Риголетто».


Пела в Витебске и Наталья Караффа. Биография этой петербургской артистки особыми подробностями не изобилует. Оперную карьеру Наталья Эдуардовна начала в Италии. Несколько лет выступала в Палермо, Падуе, Милане, затем в городах Испании — Барселоне, Аликанте... Вместе с Федором Шаляпиным организовала товарищество, которое давало спектакли в Петербурге в Панаевском театре. Исследуя белорусские родословные, писатель доктор наук Геннадий Киселев обратил внимание на многих представителей фамилии Караффа–Корбут. Наталья Эдуардовна частенько гостила в Минске у своих родственников, живших на Захарьевской улице, дом номер 109. Возможно, она родственница композитора и исполнителя Петра Караффа–Корбута (играл на двух десятках инструментов!), связанного с Белоруссией, Минском самым тесным образом. Знали витебские подмостки и Николая Каржевина. Здесь он выступал в 1902 — 1903 годах. Среди его любимых партий — Герман из «Пиковой дамы» и Андрей из «Мазепы». Своим драматическим сопрано радовала витебчан в 1907 году Ольга Асланова. Одна из ее лучших партий — Горислава в опере М.Глинки «Руслан и Людмила».


Могилев воспитал замечательного российского оперного певца Сергея Мигая (родился в 1888 году). Художественным высотам будущего народного артиста РСФСР предшествовали пение в церковном хоре и в хоре могилевской гимназии. На сцене наш земляк выступал вместе с Федором Шаляпиным. Хотя известность у них и разная, но в истории российской музыкальной культуры они встали рядом: на одних дисках — Федор Шаляпин с партией Варяжского гостя из «Садко» и наш Мигай с незабвенным «Нет, никогда не забуду» на музыку Чайковского.


В музыкально–исторической экскурсии по Беларуси, конечно же, главенство принадлежит Минску. Губернский город издавна привечал артистов. В 1890 году здесь начал действовать городской театр. Одно время минскую оперную труппу возглавлял известный дирижер Вячеслав Сук. Среди общественных организаций и кружков заметно выделялись Минское общество друзей музыки и музыкально–литературное общество. На гастроли приезжали Федор Шаляпин, Леонид Собинов, Николай Фигнер. Едва ли не каждый день минские газеты сообщали какие–либо музыкальные новости. Репортеры и обозреватели рассказывали о польском скрипаче Липиньском, итальянском певце Мазини, виолончелисте Вержбиловиче. Кстати, одно время антрепренером и у Собинова, и у Шаляпина, и у Фигнера служил наш земляк, брестчанин Владимир Николаевич Любимов (родился в Бресте в 1855 году).


Минск оперный конца XIX — начала XX века — это выступления Сергея Левика, Григория Измайлова, Михаила Ильющенко, Евгения Евгеньева–Дарского. Евгеньев–Дарский приезжал в Минск трижды — в 1903, 1906 и 1907 годах. Еще в 1899–м в губернскую столицу наведывался баритон Иосиф Гладков. Одно время он работал в труппе под руководством полочанина Александра Альтшулера.


Невероятно разрушенный во Вторую мировую Минск и до сих все же сохраняет в себе отдельные исторические и архитектурно–ландшафтные островки, уводящие нас в далекие времена. Сегодня они — свидетели тех давних и ярких музыкальных триумфов.


Фото из коллекции лауреата премии «За духовное возрождение» Владимира ЛИХОДЕДОВА.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter