В поисках утраченного

В замечательной книге «Минск сто лет назад» (2007 год) белорусского исследователя, историка Захара Шибеко есть крайне примечательный раздел — «Старые минские адреса». Так вот, из него можно узнать, что сто лет назад в Минске приглашали гостей более 30 гостиниц!..

В замечательной книге «Минск сто лет назад» (2007 год) белорусского исследователя, историка Захара Шибеко есть крайне примечательный раздел — «Старые минские адреса». Так вот, из него можно узнать, что сто лет назад в Минске приглашали гостей более 30 гостиниц! Не знаю, как кому, а на меня цифра произвела впечатление. Невероятно! Но факт остается фактом. И приведенные в этом материале исторические сведения о гостиничной жизни столицы взяты из книги. Видимо, уважаемому автору очень помогло то, что в 1910 году в Минске прошла перепись домовладений. Так что, граждане, участвуйте в переписях, не увиливайте, и потомки, возможно, скажут вам спасибо.


«Европа», «Одесса», «Ново–Московская», «Гарни», «Париж», «Ново–Берлин», «Кронштадт», «Либава», «Старо–Берлин», гостиница Б.Сутина, «Виктория», «Вена», «Полтава», «Ройяль», «Швейцария», «Московская», «Гранд Отель», «Рига», «Мачиз», «Дагмара», гостиница Круковского, «Ново–Варшавская», «Ливадия», «Купеческая», «Петербургская», «Бельвю», «Бристоль», «Новая Рига», «Гомель», «Москва Брестская»... Как вам списочек названий? По–моему, с явным европейским уклоном. Конечно, злопыхатель возразит: мол, чем провинциальнее город, тем пышнее и претенциознее названия его гостиниц, магазинов и парикмахерских. Не без того, конечно. Оно и сейчас так случается кое–где. Но к Минску подобные инсинуации никакого отношения не имеют и не имели. Могу снова–таки порекомендовать полистать прекрасную книгу Захара Шибеко: в ней немало старых портретных фотографий минчан. Посмотрите, сколько в этих лицах настоящего благородства, красоты, — и все сомнения отпадут.


Размещалась отельная инфраструктура в основном в тогдашнем — и сегодняшнем — центре города: улицы Губернаторская, Захарьевская, Богадельная, Преображенская, Петропавловская, Коломенская, Подгорная, Койдановская — нынешние проспект Независимости (от Главпочтамта и до площади Победы), улицы Интернациональная, Энгельса, Ленина, Комсомольская, Революционная, Карла Маркса, Городской Вал... Жизнь в Минске кипела и бурлила. Горожан завлекали деревянный цирк Дивинье, кинотеатры — Штремера, «Иллюзион» Натансона, «Модерн», «Гигант», танцевальный зал в доме Черчеса на Раковской, 13, Американский клуб на Красной, театральный зал «Париж», где часто выступали гастролеры. Не отставала и деловая жизнь. На месте теперешнего кинотеатра «Центральный» в здании Минского общества сельского хозяйства работала Лесная биржа. На ее рождественскую ярмарку собирались крупные банкиры, заводчики, торговцы. И в 1912 году Лесная биржа превратилась уже в общетоварную. Тогда интерес возрос еще больше. При биржевом комитете даже открылась справочная контора, где постоянно собирались предприниматели, чтобы обсудить свой бизнес. Всем им, конечно, требовались приличные гостиницы. Есть спрос — есть предложение. Иной раз отели в Минске чуть ли не примыкали друг к другу. И в них имелось все, что положено уважающему себя заведению. Так, в самой «крутой» гостинице «Европа», позиционировавшей себя «самой–самой» во всем Северо–Западном крае, имелось 130 номеров, первоклассный ресторан А.Г.Саулевича, дамская и мужская парикмахерские, читальный зал, книжный магазин В.Фрумкина (в конце XIX — начале XX века самый крупный в Минске) со всеми новинками книжного и журнального мира. А в номерах — в каждом! — телефон, рукомойник, электрическое освещение, центральное водяное отопление и ванна. К тому же это было, надо признать, единственное здание в городе с лифтом. Сервис — на высшем уровне: к поездам встречать клиентов высылался специальный автомобиль или экипаж!


Кстати, рестораны открывались во многих крупных отелях. Причем рестораны с хорошей репутацией. Так, в «Медведе» при гостинице «Одесса» (теперь на ее месте «Центральный книжный»), кроме хорошей кухни, гостям для развлечения предлагались музыкальные представления: оперетки, выступления танцовщиц и, конечно, цыган. Ресторанами могли похвастать «Гарни» Ленских (сейчас на проспекте Независимости гастроном «Узвышша»), «Париж» А.Я.Пильда (угол проспекта Независимости и улицы Энгельса), гостиница Б.Сутина (Интернациональная, 11), «Ново–Московская» (дом Мельцера, теперь на том месте здание Нацбанка) — при ней работала и Константинопольская кондитерская. В «Одессе» в ресторане гостям предоставлялись даже отдельные кабинеты — короче, все тридцать три удовольствия налицо.


Еще в городе функционировало немало маленьких гостиничек без названий и заезжих домов по всему центру города и особенно в районе Нижнего рынка, потому как в конце позапрошлого и начале прошлого веков Минск получил значительное торгово–экономическое развитие. Кроме Нижнего, работали рыбный рынок, молочный, конский, популярный Троицкий базар, где площадь по периметру была уставлена пивными ларьками владелицы пивоварни «Богемия» Павлины Леккерт, сельскохозяйственный на Суражской, специализировавшийся на продаже сала. Им, кстати, торговали белорусские мещане и крестьяне, так что насчет «сала в шоколаде» мы еще можем с украинцами и поспорить.


Бесспорно, развитая гостиничная сеть свидетельствует об интенсивном экономическом развитии города. И уже 100 лет назад такие заведения в Минске не пустовали — частный хозяин никогда не станет содержать убыточное предприятие. К сожалению, заложенные достойные отельные традиции на долгие годы не просто прервались, но практически оказались стерты в пыль и прах деятелями советского, так называемого ненавязчивого, сервиса. Возрождать утраченное непросто. Но нужно и возможно. Чтобы уважать своих гостей и себя самих.


Фото из коллекции лауреата премии «За духовное возрождение» Владимира ЛИХОДЕДОВА.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter