В поисках утраченного

В XVIII веке Дубровно славилось своей часовой фабрикой, первой на всю Российскую империю. Теперь часы местного производства хранятся в Эрмитаже...
В XVIII веке Дубровно славилось своей часовой фабрикой, первой на всю Российскую империю. Теперь часы местного производства хранятся в Эрмитаже... Немало других удивительных сведений обнаружил я в архивах и узнал от горожан, навестив этот небольшой уютный городок недалеко от Орши.

В конце XV столетия великий князь Александр подарил эти земли Смоленскому воеводе Юрию Глебовичу. Глебович решил усилить контроль над Днепром, чтобы никакой вражий челн не смог проникнуть в сердце ВКЛ, — и там, где речка Дубровенка впадает в Днепр, построил замок, рядом с которым возникло поселение, получившее вскорости статус местечка, что означало: отныне местное население могло заниматься не только сельским хозяйством, но еще ремесленничеством и торговлей. Правда, в летописях Дубровно впервые упоминается в связи с не особенно приятными событиями.

В 1514 году местечко заняли московские войска. Но вскоре сюда подоспела армия ВКЛ во главе с гетманом Константином Острожским, и 8 сентября 1514 года в 17 километрах от Орши многотысячное царское войско было наголову разбито, а Дубровно освобождено.

Впоследствии внук Юрия Глебовича Ян получил титул графа Священной Римской империи и стал титуловаться графом Дубровенским, а Дубровно соответственно — графством. К началу XVII века это было одно из самых влиятельных мест в Восточной Беларуси.

Когда летом 1654 года началась война с Московией, пограничное графство первым приняло на себя удар. Взять с ходу Дубровно русские войска так и не смогли, и тогда на помощь князю Куракину, руководившему осадой, царь Алексей Михайлович отправил воеводу Черкасского. К крепости на Днепре Черкасский подошел на плотах и оттуда начал обстрел, но получил мощный отпор. Осада Дубровно продолжалась несколько месяцев. Пока на помощь Черкасскому не пришли свежие полки князя Трубецкого... Голод заставил шляхтича Храповицкого, руководившего обороной Дубровно, пойти на переговоры. Не знал пан Храповицкий, что в кармане Трубецкого лежал приказ царя: «Как город Дубровно сдастся — из шляхты лучших людей прислать государю, остальную шляхту послать в Тулу... Город Дубровно выжечь».

Дубровно сожгли, а пленных выв
езли в Россию. В плен попал и резчик Герасим Акула. Именно он вместе с другими дубровенскими мастерами Федором Гавриловым и Федором Микулаевым создал удивительные иконостасы в церквах Измайловской подмосковной усадьбы царя Алексея Михайловича... Вот какие мужественные и мастеровитые предки были у нынешних дубровенцев.

Вообще, по истории Дубровно можно изучать драматичную историю всей Беларуси. Рассказывают, что, возвратившись домой после долгой и страшной войны (завершившейся только в 1667–м!), тогдашний хозяин Дубровно Юрий Янович Глебович, как увидел свои опустошенные земли, заболел и вскоре умер. А его дочь Кристина вышла замуж за гетмана ВКЛ Казимира Сапегу, и Дубровенское графство перешло к Сапегам.

Во время Северной войны 1700 — 1721 годов, когда амбициозный Казимир Сапега, мечтавший о создании королевской династии на Беларуси, встал на сторону Карла XII, Дубровно вновь поменяло хозяина. В результате дворцовых интриг захваченное графство перешло к лучшему другу Петра I Александру Меншикову, который решил свить тут свое родовое гнездо. Но по окончании войны Сапега попал под амнистию и подал в суд на Меншикова, присвоившего чужую собственность. Суд признал притязания законного владельца, и Меншикову пришлось отказаться от титула графа Дубровенского.

Словом, Дубровно принадлежало Сапегам вплоть до первого раздела Речи Посполитой. В 1772 году Екатерина II подарила графство своему фавориту Потемкину, который сразу же основал здесь суконную и позументную мануфактуры. А после открыл в Дубровно первую в Российской империи часовую фабрику.

Скоро часы из Дубровно (а их тут мастерили на любой вкус — карманные, настенные, каминные) стали популярны не только в России, но и в Европе. Екатерина II решила создать еще одну такую фабрику, но мастеров, способных конкурировать с дубровенскими, так и не нашли. И тогда российская императрица распорядилась вывезти всех мастеров вместе с семьями под Москву. Новая фабрика просуществовала недолго, а в Дубровно часовщики больше не объявились...

В 1791 году Потемкин продал Дубровенское графство генерал–лейтенанту Ксаверию Любомирскому, который построил здесь дворец и разбил парк, превратив Дубровно в фактический центр губернии. Графство процветало, пока горячо любимая дочка Любомирского, Клементина, не сбежала из отчего дома, тайно обвенчавшись с бедным шляхтичем Петром Кроером и прихватив все отцовские деньги... Поговаривали, что последовавший за этим скандальным событием пожар в монастыре бернардинцев (погибло все монастырское имущество!) устроил Любомирский в знак мести. А заодно утопил двоих монахов, причастных к венчанию. Впрочем, ему удалось убедить царя в том, что монахи, мол, утонули сами, отправившись ночью ловить рыбу, а костел сгорел от неосторожного обращения с огнем. Тем не менее на месте старого деревянного монастыря Ксаверий Любомирский решил построить новый.

Завершать строительство довелось сыну Любомирского. В 1809–м он же выстроил в Дубровно православную Святотроицкую церковь, которую графы Любомирские посещали вплоть до 1917 года...

А была у Дубровно еще и 70-летняя советская история. Сложная, непростая, связанная с Великой Отечественной... Но я о временах «седых». Увы, сегодня только Святотроицкая церковь и монастырь напоминают о славной 500–летней истории Дубровно. Но даже ради этих двух памятников туда стоит приехать. А заодно поговорить с горожанами, которые, как и сотни лет назад, стоят за свой город горой.

Обратная связь

Рубрика «В поисках утраченного», как и то, о чем в ней говорится, не имеет времени. Сайт «СБ» — это своеобразная газетная подшивка, в которой в любой момент можно отыскать что–то неизвестное, неизведанное ранее из жизни родного города. Поступающие на www.sb.by послания свидетельствуют, что даже старые материалы «В поисках утраченного» не перестают находить все новых и новых читателей. Сегодня мы приведем свежие отклики на материалы рубрики.

Павел Минченко, 14 декабря 2007 года.

Большое спасибо за вашу статью. Интерес к Бобруйской крепости все больше растет, особенно в связи с предстоящим 200–летием войны 1812 года. Будем предпринимать действия по восстановлению крепостной церкви — собора св. Александра Невского. От него ничего не осталось, но он был небольшим, и довольно реально его отстроить.

С уважением, епископ Бобруйский и Быховский Серафим.

Виктория Лазюк, 15 июля 2006 года.

Спасибо, очень интересно. Я родился в Паричах и не знал их историю.

Митрахович Валерий.

Фото из коллекции лауреата премии «За духовное возрождение» Владимира ЛИХОДЕДОВА.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter