В поисках утраченного

Увидеть центр Гродно с высоты птичьего полета очень просто — надо лишь подняться на пожарную каланчу...
Увидеть центр Гродно с высоты птичьего полета очень просто — надо лишь подняться на пожарную каланчу. Но сегодня самое высокое здание в сердце старого города закрыто на ремонт. К нему мы еще вернемся, а пока совершим небольшую, но очень богатую на впечатления прогулку от Советской площади до Нового и Старого замка. Это и есть улица Замковая, где почти каждый дом — живая история. Здесь на 360–метровом отрезке вместились 16 памятников архитектуры различных веков. Каждое строение имеет мраморную доску с описанием его происхождения. Но чтобы подробно узнать, что же происходило тут в былые времена, придется надолго окунуться в глубину столетий...

Корнями улица уходит в XII век как дорога от детинца к торгово–ремесленному посаду. Первое письменное упоминание относится к 1560 году. В середине прошлого тысячелетия она связывала Верхний и Нижний замки с Рынком. Названия поменялись, а суть осталась. В XIV веке князь Витовт в начале улицы основал деревянный костел. Позже, при короле Стефане Батории, его сменил каменный. Один из красивейших гродненских храмов, Фара Витовта, несколько раз перестраивался, но так и не сохранился до наших дней: в 1961 году, в разгар антирелигиозной кампании, его взорвали. Теперь на этом месте шумит зеленый сквер. А сразу за ним плотно стоят здания. В таком виде они, конечно, появились не сразу. Улица Замковая, как и весь город, пережила немало катаклизмов, но особенно страдала от пожаров. В 1665 — 1667 годах часть домов, построенных из дерева и кирпича, сгорела. Пострадали дворец и каменица князя Михала Масальского, расположенные за костелом по правой стороне.

Евгений Жебрун, заведующий отделом по архивам и делопроизводству Гродненского облисполкома и страстный исследователь истории города, выяснил, что значение Замковой намного возросло после 1673 года, когда объявили о проведении каждого третьего сейма Речи Посполитой в Гродно. Улица вела к Старому замку — резиденции короля во время сеймов. Магнаты — Хрептовичи, Масальские, Сосновские, Синявские и другие — не упустили возможности, чтобы получить рядом лакомые участки земли и построить собственные дворцы. Но пожар 1753 года черным следом прошелся по элитной улице. И тогда городской голова и великий реформатор Антоний Тизенгауз выкупил «пустые муры» дворца Хрептовичей для постройки дворца Ляхницких. Обновились и хоромы Масальских. Стены домов штукатурились, украшались лепниной, появлялись ажурные балконы, проезжая часть мостилась булыжником. Красивый уголок миновали опустошительные пожары, прокатившиеся по городу в 80–е годы XVIII века.

Наверное, многое бы сохранилось в таком виде и до наших дней, если бы в 1899–м на Замковую не пришла очередная напасть — грандиозный пожар. Город горел как факел, особенно пострадала правая сторона улицы. И снова пришлось все восстанавливать. Построили дом для гродненского православного братства (современный дом

№ 3), трехэтажный особняк статского советника Харченко (дом № 9). На месте сгоревшего флигеля королевских конюшен появился жилой дом, стоит он и теперь. Тогда же взялись за пожарную каланчу. А владелец табачной фабрики Шерешевский заложил фундаменты под новые здания на левой стороне улицы.

Застройка, в основном трехэтажная, с жестяными крышами, литыми и коваными балконами, с элементами архитектурных стилей позднего классицизма, ампир и модерн, за последующие полвека не изменилась. Но сегодня ансамбль старинной улицы немного не тот, что прежде. Я каждый день прохожу по Замковой и пытаюсь представить, как выглядела улица еще 50 лет назад, пока сюда не дошел бульдозер. Чтобы расчистить площадку под строительство Дворца культуры текстильщиков, а позже — Дома быта, снесли несколько зданий. Дворец с колоннами, с необычным тыльным фасадом в виде полукруга еще не так выбивается из старинной панорамы, а вот типовая пятиэтажная «бытовая» громадина из стекла и бетона стоит, как бревно посреди цветника.

Но не станем здесь задерживаться, а пройдем дальше. За забором — действующий монастырь базилианок с церковью Рождества Богородицы, построенной в 1726 году. Этот комплекс «приписан» к соседней улице Давыда Городенского (бывшей Новозамковой). В середине 80–х годов прошлого века там открыли республиканский музей атеизма и истории религии. Но когда монастырь «ожил», то музей переехал в соседнее здание на улице Замковой. Несколько лет назад его закрыли на капитальный ремонт. Что сделано внутри, можно только догадываться. Теперь на здании меняют крышу, а за аркой, в тихом дворике, еще дожидаются строителей. Музей истории религии (название изменилось) планируется открыть уже в этом году, в крайнем случае — в начале следующего. В такие же примерно сроки справит новоселье и первый на Гродненщине музей пожарной службы. Он разместится на месте старого пожарного депо, у каланчи, и подрастет на один этаж. На верхнем откроются различные экспозиции, в том числе об «огненных» периодах в истории Замковой улицы.

От каланчи рукой подать до замков. В Старом и Новом расположился историко–археологический музей. Но там можно не только увидеть редкие экспонаты, но и послушать классическую музыку, посетить современную выставку. Отреставрированный год назад мост между замками стал популярным местом свиданий и встреч. Отсюда, с высокого берега Немана, открывается красивейшая панорама. Многие отдыхающие затем спускаются вниз, к набережной. Одни парочки стучат каблуками по многочисленным ступенькам «лестницы любви», другие выбирают путь длиннее — по серпантину Старозамковой улицы, ведущей к Неману. Кстати, набережная с речным маяком тоже преобразилась и протянулась почти до Старого моста.

Вот здесь и можно закончить путешествие по Замковой улице. Она – своеобразная визитная карточка старого Гродно. Но в городе много и других не менее интересных уголков, дышащих историей. Как сохранить уникальные памятники архитектуры для потомков – вопрос сегодня актуальный. Многие здания пришли в негодность: одни придется разбирать по кирпичику, другим достаточно заменить крышу и штукатурку. Сейчас реконструируются два квартала, это почти три гектара. Но жизнь – противоречива. Едва городские власти взялись за реконструкцию, у этой идеи появились противники. В городе организуются круглосуточные дежурства возле домов, которые могут снести. Идут жаркие, иногда чрезмерно, дискуссии... Здесь, думается, нужен разумный компромисс: нужно, чтобы у каждого объекта появился паспорт, в котором было бы четко написано, по какой причине и чем будут «лечить» дом. Ведь любой старый город требует универсальности: необходимо совместить и «старину», и позаботиться о комфорте для людей. И город, и его жители вполне достойны мудрых, позитивных действий...

Фото из коллекции лауреата премии «За духовное возрождение» Владимира ЛИХОДЕДОВА.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter