В поисках утраченного

Чуть-чуть не доехали до Полоцка! Нашу редакционную машину догнала-таки стена дождя и остановила.
Чуть-чуть не доехали до Полоцка! Нашу редакционную машину догнала-таки стена дождя и остановила. В комфортном доселе авто быстро потемнело, в желудке заурчало и захотелось обратно в Минск. Фотокорреспондент Александр Ружечка и известный коллекционер Владимир Лиходедов - мои компаньоны по командировке - абсолютно точно отреагировали на "скулеж" в животе - пригласили в придорожное кафе, чтобы переждать дождь.

Промчавшаяся со свистом фура немедленно окатила нас жирной дорожной грязью с головы до пят и вернула всех в прежнюю мизансцену и настроение. Ни-че-го себе - за хлебушком вышли!

Только вот Ружечка немного испугал. Минуты три он оставался почему-то недвижимым и глухонемым, застыл в скульптурной позе, символизируя сцену "солдат получил посылку из дома". На самом деле он закрывал собой кофр с дорогущей камерой! А я-то подумала, что нас окатили цементным раствором...

"Полоцк для чужаков - место гиблое и гнилое", - резюмировал Лиходедов, по месту рождения полочанин. А если верить истории, полочанин сказал - полочанин сделал. Вояж перестал быть томным.

Натурально из грязи мы прибыли в "Полоцкое княжество". В этом легендарном городе журналист тему не ищет. Хотя у нас была вполне конкретная тема: "В поисках утраченного", идея которой заключалась в следующем - зафиксировать на камеру сохранившиеся исторические объекты первого белорусского государства и сравнить их с кадрами прошлых веков.

Кстати: а кто в тереме живет?

Известно, что каждая эпоха вносила в городской пейзаж свои характерные элементы архитектуры. Например, девятиэтажный дом на площади перед горисполкомом был построен на намоленном месте - при советской власти и для ее элиты.

Итак, перенесемся в XVI век. На этом месте, где ныне стоит именуемый в народе "дом с ушами", в 1579 году было начато строительство деревянного костела св. Стэфана. Иезуиты сменили деревянное строение на каменное в XVIII в., а в 1745 году здание было ими же освящено. В 1838 году этот костел св. Стэфана радикально не менялся. Все случилось просто и недорого. В один день изменили в храме ориентацию на православную и объявили христианскому миру о рождении нового православного собора св. Николая. Со временем собор разрушался, и в 1964 году власти приняли "архиважное" решение - разрушить храм до основания, а затем на его месте построить элитный дом, так сказать, "небоскреб" местного розлива. Кстати, именно с крыши этого "небоскреба" фотокор, рискуя жизнью далеко не дешевой редакционной камеры (причем, рискуя "ейной" жизнью уже дважды), на вытянутой руке снимал кадры под названием "Полоцк с высоты птичьего полета". И все время донимал риторическим вопросом коллекционера Лиходедова: "Каким образом фотографы в ХIХ веке умудрились снять Софийский собор с правого берега Двины?" Все очень просто, Саня, места здесь дивные, и князь был Чародеем, который всегда носил повязку на голове (сейчас носят нечто похожее - бандану), чтобы скрыть особый магический знак - родимое пятно.

А если по факту и без исторических изысков, то здорово удивляет нынешняя застройка набережной.

В одном ряду стоят перекошенные временем деревянные дома и, подобно роялю в кустах, возникают "на задках" этих строений современные каменные коттеджи. Некоторые из них еще строятся - например, дом на улице Ленина. Строители так и не ответили на наш простой вопрос: кому строим, товарищи? Возможно, этот дом относится к разряду государственной тайны, только вот старожилы-соседи в один голос ответили: "Мы-то вот без воды и удобств живем последние 20 лет в ожидании сноса. В доме живет несколько поколений".

По закону все так. Прописка перед сносом закрыта. Чтобы достраивать комнаты и улучшать условия жизни нескольких поколений, необходимо разрешение архитектора города. Например, построить дополнительный отдельный вход в доме перед сносом никогда не разрешат, так как жилой дом из одноквартирного сразу же превращается в двухквартирный. А это совсем другие правила при сносе - жилая площадь автоматически увеличивается на отдельную квартиру.

Мне только непонятно: если будут сносить так называемый нижний город у реки, то почему дают разрешение на постройку новых жилых домов? Или вопрос нужно ставить иначе: кто и кому дает такие разрешения?

А если же этот район отнесли к разряду исторических памятников и он охраняется государством (что вполне логично), то на каком основании в архитектурно-исторической зоне появляются новые постройки? В Полоцке этот вопрос все чаще будоражит общественное мнение.

Короче, лучше один раз увидеть! Фото новостроек перед вами. А мы подождем ответа из Полоцкого горисполкома...

К сведению

Историки до сих пор гадают: было ли Полоцкое княжество древнерусским государством. Ясно одно: кривичский Полоцк, полянский Киев и славенский Новгород были первыми центрами консолидации восточнославянских племенных союзов. Рождались княжеские династии. Полоцкая княжеская династия на протяжении своей 400-летней истории имела два имени - Рогволодовичи (Х - ХI вв.) и Всеславичи (ХII - ХIII вв.). Бесконечные попытки князя Владимира в конце Х в. под оружием объединить все восточнославянские земли окончились для него неудачей. Полочане в этой борьбе отстояли свою независимость, а подчинение княжеству некоторых балтийских племен и вовсе указывает на черты империи...

Зелень, зелень...

Колхозный рынок в Полоцке - отдельная песня. А точнее - гимн антисоветскому времени, когда главным финансистом в стране был валютчик. Рассказ Романа Карцева об одесском рынке, на котором навязчиво торгуют "зеленью", помните? Так вот, в Полоцке до сих пор денежный бал правят обыкновенные уличные менялы, призывая: "Зелень, зелень..." А этот факт лишний раз подчеркивает вековую независимость и суверенитет Полоцка. Есть такая профессия в бывшем княжестве - деньги менять!

А зеленью в буквальном смысле слова крестьяне торгуют прямо с земли. Им на колхозном рынке места за прилавком не нашлось. На прилавках нынче лежат лимоны, бананы, ананасы. Вообще, все известные "колониальные" фрукты с ближайшего островного государства Кабо-Верде, видно, доставлены аккурат по реке Двине известным маршрутом "из варяг в греки". Хотя речной путь маловероятен - увы, обмелела река Двина. В отличие от реки Времени...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter