В этом году символом международного пленэра керамистов "Арт-Жыжаль" станет городской кот

В огне не горят

Огонь и камень... Ночь, языки пламени пляшут вокруг глиняной скульптуры. В душе пробуждается нечто тайное, древнее... Из того времени, когда кузнец и гончар были сакральными профессиями — ведь они имели дело напрямую со славянским богом огня Жижелем, грозным, неукротимым. С помощью которого можно создавать настоящие чудеса. Что подтверждает международный пленэр «Арт–Жыжаль», который вот уже в пятнадцатый раз проходит в Беларуси на базе отдыха «Вербки» под Бобруйском. Мы попали туда в качестве гостей после регионального семинара «Об информационном обеспечении социально–экономического развития Могилевской области и задачах СМИ». Живописный лес над речкой, маленькие домики, в каждом священнодействует мастер–керамист...


— То, что мы здесь делаем, сильно отличается от керамики, обожженной в электропечи, — скульптор Юрий Малыгин на минуту оторвался от работы. — Я впервые столкнулся здесь с обваром, который является национальной белорусской технологией декорирования. У нас в России такого нет. В прошлом году после «Арт–Жыжаля» сделанные здесь работы я представил на выставке в Испании, и там очень понравилась эта технология. «Арт–Жыжаль» — значительное явление в истории керамики не только России и Беларуси.

— Это уникально, когда актуально мыслящие художники создают, с одной стороны, современное искусство, с другой — используют глубокий пласт белорусских народных традиций — дымления, деревянного обжига, обвара, — дополняет коллегу бобруйский скульптор Анатолий Концуб.

В этом году в пленэре принимают участие двадцать скульпторов из девяти стран. Вот выглянул из своей мастерской рослый бородач в черной майке. Это участник из США Аллен Брок. Впервые на «Арт–Жыжале», тоже приехал за секретами белорусских жрецов огня. Рената Середа из Индии показывается из домика не сразу: ночью был обжиг, мастер устала, отсыпалась... Признается, что счастлива быть тут. Вообще, здесь особая, приподнятая атмосфера цехового братства, где есть свои секреты и традиции. Например, флаги со знаками–рунами, символизирующими огонь на серых полотнищах: символ пленэра.

Под навесом — священное место. Три печи для обжига.

— Художник может много чего придумать, но когда начинает работать с огнем, тот вносит свои коррективы. Вот лежит работа, которая испытания огнем не выдержала, по каким причинам — неизвестно. Может, сыровата была, художник что–то недосмотрел. Святая святых для керамиста — это печи. Как жену, печь нужно любить, уважать, — организатор и бессменный руководитель фестиваля Валерий Колтыгин у печей не один. Он основал целую династию скульпторов. Вот рядом его сын Максим, который, кстати, в прошлом году стал минчанином года. И внуки уже участвуют в каких–то конкурсах, самый младший, Коля, бегает тут же, восторженно присматривается. Руки сами тянутся к глине, огонь завораживает. Валерий Аркадьевич открывает нам секрет легендарного обвара:


— Видите, там, в выварке, состав для него. Это болтушка такая: немножко дрожжей, немножко пива, муки... Это все отстаивается, начинает бродить. Затем в эту супесь мы окунаем изделия. Все решается в течение считаных секунд. Похоже на процесс проявления фотографии: на глине появляются узоры, потеки, коричневые, серые... Нужно уловить момент, чтобы это закрепить. Затем художник начинает размышлять, разговаривать со своим произведением. Получилось ли? Если нет — сушат и обратно в печку. Керамика — это всегда риск. Особенно в таких полевых условиях. В этом году свои сложности: лето в Беларуси не слишком удалось, дожди да прохлада. Бывают и веселье, и слезы... Тем не менее это доставляет массу удовольствия. Многие, когда привозят после пленэра часть работ домой, участвуют в каких–то конкурсах и всегда занимают призовые места.


Постоянным остается девиз пленэра — «От традиции к современности через опыт мастерства», но каждый год — новая тема. В этом — флора и фауна города. Интересно, какая скульптура станет участницей завершающего «огненного шоу»? Валерий Колтыгин не очень спешил раскрывать секрет, но любопытные гости не унимались. Оказывается, он ее уже вылепил. Это Боник. Кот. Типичный представитель городской фауны.

Впрочем, понятно, что обычного здесь не лепят. «Арт–Жыжаль» завершается 2 августа, а его результаты будут нас удивлять еще долго. Их впервые представят по завершении пленэра в Бобруйском художественном музее на выставке «Керамика ночи».

Людмила ИВАНОВА.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter