В одну реку дважды войти… можно

Председателем правления Минского облпотребсоюза избран Виктор Кашпей

Председателем правления Минского облпотребсоюза избран Виктор Кашпей, возглавлявший кооперативную организацию столичной области с апреля 2004-го по май 2006 года

Ошибался, выходит, древнегреческий философ Гераклит, когда утверждал, что в одну реку нельзя войти дважды. Впрочем, как бы там ни было, возвращение Виктора Кашпея в лоно потребительской кооперации было, на мой взгляд, закономерным и где-то даже предсказуемым. Двадцать два года работы в ней, согласитесь, просто так не вычеркнешь. Поэтому логично, что опыт, знания, организаторские способности Виктора Михайловича вновь были востребованы в этой сфере деятельности. Как верно подметил, обращаясь к участ­никам отчетно-выборного собрания уполномоченных облпотребсоюза председатель Минского облисполкома Леонид Крупец, руководитель должен, образно говоря, не тлеть, а гореть на работе, увлекая за собой остальных. Только в таком случае можно рассчитывать на успех. Тем более это важно сейчас, в условиях глобального финансово-экономического кризиса, когда прежние подходы уже нередко не дают должного эффекта и требуются иные критерии в постановке дела.

Для кооператоров Минщины отчетный период был сложным и даже драматичным. Достаточно сказать, что за это время здесь сменились три руководителя облпотребсоюза. Отчего так случилось – тема отдельного разговора, но в том, что кадровая чехарда вносила определенный элемент нервозности в работу кооперативной организации никого, думаю, не надо убеждать. В этой связи было бы, видимо, неправомерно слишком строго подходить к оценке работы прежнего состава управленческой «вертикали» облпотребсоюза во главе с Николаем Занковичем. По большому счету, было сделано не так уж и мало, особенно с учетом достаточно короткого срока, отведенного для реализации намеченных планов. Ведь Николай Занкович пробыл на этом посту лишь два года и, естественно, далеко не все задумки были воплощены в конкретные дела.

По информации первого заместителя председателя правления Минского облпотребсоюза Валентина Тихоновича, в отчетном периоде система потребкооперации столичной области обеспечивала ежегодно положительную динамику развития. Это и есть, собственно говоря, главный результат прилагавшихся восемнадцатитысячным коллективом работников усилий по совершенствованию всей кооперативной деятельности. Честь, как известно, по труду. В течение нескольких по­следних лет были удостоены награды Белкоопсоюза «Почетный знак» ЧУП «Област­ной ремонтно-монтажный комбинат», ЧУП «Молодечненский пищевой комбинат», ЧУП «Червенский овощесушильный завод», Любанское, Копыльское и Стародорожское райпо. Председатель правления Логойского райпо Ирина Парахневич была избрана в Совет Республики Национального cобрания Республики Беларусь, а ее коллега из Стародорожского райпо Станислав Мороз стал депутатом Минского областного Совета депутатов.

В отчетном докладе был сделан глубокий анализ состояния дел в отраслях кооперативной деятельности и тенденций их развития в течение пятилетки. Исходя из приведенных цифр и примеров, можно сделать вывод, что в целом ситуация находилась под контролем. Ежегодно, в частности, обеспечивалась рентабельная работа, отсутствовали убыточные организации. За это время в основной капитал инвестировано 99,6 миллиарда рублей, что позволило, как говорится, и по форме, и по содержанию изменить облик потребкооперации Минщины, причем в лучшую сторону. В торговле, например, успешно выполнялись установленные Правлением Белкоопсоюза темпы роста товарооборота. Были открыты 89 новых торговых предприятий. В одном лишь Минском райпо появилось 16 таких объектов, в результате чего в минувшем году было получено дополнительно 7 миллиардов рублей товарооборота. В соответствии с рекомендациями Правления Белкоопсоюза пять универсамов стали работать по опыту Лунинецкого райпо. И вот итог: в «Кринице» Минского, «Замковом» Логойского и «Универсаме» Дзержинского райпо среднемесячный объем товарооборота превысил 500 миллионов рублей.

В последнее время акцент был сделан на открытие магазинов типа «Дисконт», внедрение системы накопительных скидок в крупных торговых предприятиях. Об эффективности такого подхода можно судить хотя бы по магазину «Оптовичок» Слуцкой межрайбазы, где с момента начала работы в октябре минувшего года обладателями дисконтных карт стали 110 покупателей, а среднемесячный товарооборот составил 160 миллионов рублей. На 314 увеличилось за пять лет количество магазинов, работающих по методу самообслуживания. Тем не менее, был самокритичен Валентин Тихонович, по этому показателю столичный облпотребсоюз находится на последнем месте в Белкоопсоюзе.

К сожалению, приходится констатировать, что и по некоторым другим направлениям в развитии торговой отрасли не все резервы были приведены в действие. Как следствие, на 7,8 процента за анализируемый период снизился удельный вес потребкооперации в товарообороте области и на 2,8 процента – в районных центрах. Фактически он составил соответственно 20,8 и 13 процентов, причем, что особенно печально, ни одно райпо не сохранило своих позиций в регионе. Если задаться вопросом, за счет каких факторов можно переломить эту негативную тенденцию, то, думается, наряду с дальнейшим совершенствованием торговой деятельности, на качественно новый уровень следует также поднять работу отрасли общественного питания. Сегодня востребованы такие типы предприятий, как развлекательные центры, молодежные кафе, объекты быстрого обслуживания. Вот конкретный пример. В августе 2007 года в Узденском райпо на площадях бывшего магазина после реконструкции открыли диско-бар «Орбита» на 40 посадочных мест. Результат превзошел все ожидания: среднемесячный товарооборот увеличился почти в десять раз, с 2,5 до 20 миллионов рублей.

Одно из стратегических направлений развития отрасли – отработка имеющихся и открытие новых магазинов кулинарии. Как показывает практика, эти объекты пользуются популярностью у покупателей. После проведения в январе 2008 года ремонта в расположенном в райцентре таком магазине Смолевичского райпо объем производства собственной продукции увеличился в 5,5 раза, а среднемесячный товарооборот составляет более 145 миллионов рублей. И это, замечу, далеко не единичный пример.

Напряженные задачи предстоит решать и работникам кооперативной промышленности, где, как подчеркивалось в докладе, при ежегодной положительной динамике только в 2006 году справились с доведенными прогнозными показателями. Особенно тревожит складывающаяся ситуация по производству хлеба и хлебобулочных изделий. За отчетный период были закрыты пять хлебозаводов, а падение объемов составило 38 процентов. 

Способны ли кооператоры конкурировать на равных по этой позиции с другими товаропроизводителями? На мой взгляд, вполне, если хорошенько постараться. Проведение реконструкции Любанского хлебозавода, например, который был введен в эксплуатацию в сентябре 2007 года, позволило увеличить среднемесячное производство хлебобулочных изделий со 115 до 180 тонн. Аналогичная ситуация и с выпуском колбасных изделий, где объемы снизились на 47 процентов, были закрыты пять цехов. В то же время в колбасном цехе Воложинского райпо достигнут рост объемов производства на 5,2 процента к уровню 2003 года. Здесь введена в эксплуатацию камера сушки для производства сырокопченых и сыровяленых колбасных изделий, что позволило в три раза увеличить выпуск востребованной на рынке продукции.

Неплохо сработали в отчетном периоде заготовители Минщины. В минувшем году им удалось выйти на утвержденный Программой совершенствования деятельности потребительской кооперации показатель – 50-процентный удельный вес закупок от населения в заготовительном обороте. Реально он составил 51,2 процента против 25,3 процента в 2004 году. Вместе с тем неудовлетворительно велась заготовка мясопродуктов у населения, объемы которой сократились на 63 процента. Только ссылками на уменьшение численности сельских жителей, видимо, не обойтись, имели место и собственные организационные недоработки. Ведь в минувшем году, к примеру, среднемесячная заготовка мясопродуктов в расчете на одного сельчанина составила, вдумайтесь в эту цифру, лишь 90 граммов.

В докладе и выступлениях уполномоченных отмечалось, что более предметно надо также заниматься внешнеэкономической деятельностью, транспортом, обеспечить режим жесткой экономии по всем направлениям. Ведь не дело, согласитесь, что сегодня только в одном Солигорском райпо имеются в наличии собственные оборотные средства, а в остальных зафиксировано их отрицательное значение. И это несмотря на то, что в минувшем году в целом по облпотребсоюзу было получено 3,6 миллиарда рублей прибыли. Значительно увеличилась кредиторская и дебиторская задолженность, «хромает» расчетно-платежная дисциплина, есть проблемы и с сохранностью кооперативной собственности.

На эти и другие моменты обратил внимание уполномоченных принимавший участие в работе собрания председатель Правления Белкоопсоюза Владимир Кулешов. Владимир Викторович нарушил негласную традицию, когда руководитель такого ранга выступает обычно последним, как бы подводя итог состоявшемуся разговору. На этот раз он поднялся на трибуну почти сразу же после окончания отчетного доклада, задав тем самым тон всему дальнейшему ходу собрания. В присущей ему манере Владимир Кулешов четко расставил акценты, отделив, образно говоря, зерна от плевел. Отметив определенные положительные подвижки в работе минских кооператоров, он подчеркнул, что по своему потенциалу столичный облпотребсоюз должен занимать лидирующие позиции в системе потребительской кооперации страны. Основанием для такого утверждения является наличие наибольшего количества проживающего на территории области населения, множество дачных кооперативов. Опять-таки, несколько перефразировав известное изречение, все дороги ведут в Минск и работники потребкооперации могли бы иметь от обслуживания проезжего люда неплохие доходы. Однако эти возможности используются недостаточно эффективно. В результате обоснованную тревогу вызывает нынешнее финансово-экономическое положение облпотребсоюза.

— Да, — констатировал Владимир Кулешов, — получено 3,6 миллиарда рублей прибыли, но это самый низкий показатель по Белкоопсоюзу. В Гомельском облпотребсоюзе, для сравнения, прибыль составила 9 миллиардов, хотя обе кооперативные организации находятся в примерно равных условиях. К тому же Минщину практически не затронула чернобыльская беда, и это тоже немаловажный фактор.

Ахиллесовой пятой облпотребсоюза назвал Владимир Викторович отсутствие собственных оборотных средств. Кооператоры задолжали, что называется, всем и вся, но создается впечатление, что этими процессами никто не управляет. В системе Белкоопсоюза в двадцать одном райпо не имеют просроченной кредиторской задолженности, однако среди них нет потребительских обществ Минщины. Причина такого положения, по мнению Владимира Кулешова, в низких объемах деятельности. Из пятидесяти четырех учитываемых товарных групп, к примеру, облпотребсоюз лидирует только по двадцати пяти, хотя по логике должен быть лучшим по всем без исключения. Вывод: крайне неэффективно используются потенциальные возможности.

Если сравнить, допустим, объемы реализации товаров в Минском районе, где проживают 140 тысяч человек, с Лунинецким и Столинским районами, то результат будет явно не в пользу столичного региона. А все потому, что там неуклонно следуют рекомендациям Правления Белкоопсоюза, тогда как на Минщине на местах предпочитают нередко действовать по принципу «сами с усами». Между тем предложенная стратегия была простой и понятной, включала, в частности, активное развитие кооперативной торговли в городах так называемого областного подчинения. А что на деле? В Борисове, Солигорске, Молодечно потребкооперация представлена очень слабо. Если же опять сравнивать с Гомельским облпотребсоюзом, то там совершенно иная картина. Когда кооператоры стали целеустремленно продвигать свои интересы в Речице, это обернулось на практике миллиардным объемом товарооборота. То же самое в Светлогорске, Жлобине.

— А ведь в Молодечно и Борисове, — отметил Владимир Кулешов, — имеются кооперативные рынки, но отдача от них не может нас удовлетворять.

Не лучше положение и в райцентрах столичной области. Там реализация товаров на душу населения составляет 118 тысяч рублей – пятый показатель по системе потребкооперации. Более того, кооператоров постепенно начинают вытеснять и с центральных усадеб хозяйств, где продается товаров лишь на
75 тысяч рублей на человека – шестое место по Белкоопсоюзу. По образному выражению Владимира Кулешова, используя военную терминологию, в сельской местности проходит четвертая, последняя, линия обороны работников потребкооперации Минщины, которая, если не принять срочных мер, вскоре будет прорвана. Ведь даже в малых населенных пунктах кооператоры постепенно теряют свои позиции, хотя трудно предположить, что там активно работают коммерсанты.

Факты, как известно, упрямая вещь, а они свидетельствуют о том, что на Минщине в десяти из двадцати двух райпо отсутствуют универмаги, в четырех – специализированные магазины «Стройматериалы», в десяти – «Мебель», в восьми – «Хозтовары». Большие претензии у Правления Белкоопсоюза к развитию в столичной области придорожного сервиса, работе некоторых магазинов кулинарии, производству хлеба и колбасных изделий на предприятиях кооперативной промышленности, заготовкам мяса у населения, экспорту продукции. Готовых рецептов по исправлению положения, конечно, никто не даст. Но наиболее эффективные подходы общеизвестны: наращивание объемов, строгое соблюдение платежного баланса, создание режима жесткой экономии, инвестирование в основной капитал только при наличии источников финансирования, компьютеризация торговых процессов, диверсификация кооперативной деятельности. Ключевой момент – кадры, которые по своим профессиональным и моральным качествам должны соответствовать предъявляемым современным требованиям.

Словом, предстоит большая работа, и, судя по настроению участников собрания, минские кооператоры к этому готовы. Открытым голосованием председателем правления Минского облпотребсоюза единодушно избран Виктор Кашпей, который уже возглавлял кооперативную организацию столичной области с апреля 2004-го по май 2006 года. Председателем ревизионной комиссии облпотребсоюза стал Андрей Улезло, который до этого занимал должность заместителя председателя правления областного союза потребительских обществ.

На снимке:  Виктора КАШПЕЯ (в центре) поздравляют с избранием председателем правления Минского облпотребсоюза губернатор столичной области Леонид КРУПЕЦ и председатель Правления Белкоопсоюза Владимир КУЛЕШОВ.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter